Урок по изучению понятия модели
Тема урока: Математические (формализованные) модели. Их роль в учебной деятельности и математической постановке задач.
Обоснование темы урока. Начиная с первых лет учебы учащиеся знакомятся с различного вида моделями (схемы, чертежи, графики, макеты и т. д.), но при этом понятия «модель» и «моделирование» не обсуждаются.
Понятие «модель» — сложное и многогранное. Потребность в модели возникает тогда, когда исследование самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует много времени. Важно обратить внимание учеников на то, что между моделью и объектом должно существовать известное подобие, которое может заключаться в сходстве физических характеристик или функций, в тождестве математического описания и т. д.
Необходимо подчеркнуть, что вся наша деятельность связана с моделированием различных процессов.
Цель урока: сформировать понятие математической модели и ее роли в учебной деятельности (УД).
Задачи урока:
• выдать домашнее задание к следующему уроку;
• проверить домашнее задание к текущему уроку;
• организовать рефлексию учащихся, направленную на их знания о моделях и моделировании;
• организовать обсуждение и выбор лучшего определения модели, предложенного учащимися. Обсудить и обосновать критерии выбора лучшего определения;
• подвести итоги работы с новым материалом;
• организовать самоконтроль учащихся в рамках темы;
• подвести итог урока, выслушать мнения, выставить оценки.
Логическая схема урока (ЛСУ).
Выстраивая ЛСУ при подготовке к уроку, учитель решает целый блок задач, связанных с организацией учебного пространства, таких, как:
• анализ логической завершенности урока и его места и значения в рамках всей изучаемой темы;
• четкое выделение этапов урока: отведение на каждый из них времени, постановка цели каждого этапа и определение круга подзадач, на нем решаемых;
• соотнесение задач урока с его этапами;
• построение схемы объяснения нового материала, расстановка акцентов, нужных для лучшего усвоения;
• разработка методов и приемов, которыми будет пользоваться учитель;
• разработка форм организации УД
и т. д.
ЛСУ может стать основой конспекта урока, который составляют учащиеся.
Сценарий урока
Этап I. Выдача домашнего задания к следующему уроку
Выдача домашнего задания в начале урока позволяет, во-первых, создать мотивацию УД в рамках урока; во-вторых, подчеркнуть значимость домашнего задания;
в-третьих, косвенно дать ученикам информацию о том, чем они будут заниматься на уроке, на что надо будет обратить внимание; в-четвертых, комментировать домашнее задание по ходу всего урока; в-пятых, проконтролировать, все ли ученики его записали.
Этап 11. Проверка домашнего задания к текущему уроку
Проверка выполнения домашнего задания означает:
• фиксацию его наличия;
• выявление затруднений, возникших при его выполнении (если они есть);
• анализ уровня усвоения знаний и умений прошлого урока.
На доске два ученика записывают свои версии домашнего задания. Учитель, проходя по классу, фиксирует наличие домашнего задания и способы его выполнения.
Учащимся предлагается проанализировать записанные на доске решения, т. е. ответить на вопросы:
1) Что в предложенных решениях правильно, а что — нет и почему?
2) В чем сходство и различие решений учащихся с решениями, написанными на доске (в способе решения, в форме записи)?
3) Есть ли другие способы решения, отличные от тех, что записаны на доске?
В ходе обсуждения выбирается лучшее решение. Решение считается лучшим, если оно или наиболее рациональное, или наиболее обоснованное и т. п. Все зависит от цели и задачи, которые ставит учитель. Почему оно лучшее — обосновывается в ходе обсуждения.
В ходе такой фронтальной работы по проверке домашнего задания учитель может оценить уровень освоенности всего учебного материала.
Поясним это на следующем примере.
Домашняя задача: выполнить математическую постановку задачи (МПЗ) нахождения площади круглой пластины с треугольным отверстием.
Два ученика на доске записывают свои версии МПЗ, сделанные дома:
длина стороны треугольника, высота треугольника, радиус круга.
Версия 1
Дано: а –длина стороны треугольника,
h- высота треугольника,
R-радиускруга.
Связь: S=S1-S2;
S1= π * R2 – площадь круга
S2=1/2a* h – площадь треугольника
При: a>0, h >0, вершины треугольника не принадлежат окружности.
Версия 2
Похожие статьи:
Физическая культура как многоаспектный объект исследования
На всех этапах развития общества физическая культура служит важным средством воспитания и гармонического развития личности. Это часть общей культуры, совокупность достижений общества в создании и использовании специальных средств физического совершенствования человека. Физкультура с первых дней сво ...
Понятие и сущность педагогического мастерства
Чтобы работать успешно, каждый учитель должен владеть педагогическим мастерством, поскольку только мастерство может обеспечить эффективные результаты труда педагога. Насколько высок будет уровень педагогического мастерства преподавателя, настолько высок будет уровень теоретических и практических зн ...
Коммуникативная политика по повышению привлекательности
В основе коммуникативной культуры лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности. Эти требования включают: вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность. Вежливость выражается в уваж ...