Образование: статьи и материалы » Влияние особенностей педагогических коммуникаций » Особенности личностных свойств и межличностных отношений младших школьников, их связь с особенностями коммуникаций в музыкально-педагогическом процессе

Особенности личностных свойств и межличностных отношений младших школьников, их связь с особенностями коммуникаций в музыкально-педагогическом процессе

Страница 2

-уверенность в себе, стабильность (фактор С);

-доминантность, независимость (фактор Е);

-социальная смелость, непринужденность (фактор Н);

-тревожность, озабоченность (фактор О) - отрицательная связь;

-эмоциональный статус.

Интересным представляется выделенный симптомокомплекс личностных свойств, взаимосвязанный с учебным статусом.

Его отличает внутренняя гармоничность, целостность, взаимодополняемость выделенных личностных качеств.

Например, общительность и доброжелательность (фактор А) напрямую связаны с социальной смелостью и непринужденностью (фактор Н),и в то же время, гармонично сочетаются с уверенностью в себе, стабильностью (фактор С),а доминантность и независимость (фактор Е) придают всей вышеуказанной характеристике логическую завершенность.

Особое внимание хочется обратить на выделенную отрицательную взаимосвязь с тревожностью; что, с одной стороны, весьма логично сочетается с другими выделенными личностными свойствами, то есть, общительные и уверенные в себе дети менее тревожны; с другой стороны, выделенная взаимосвязь противоречит взаимосвязи проведенных ранее психологических исследований /1/, а именно, в ряде случаев высокая тревожность имеет положительную взаимосвязь с учебным статусом, поскольку тревожные дети более добросовестны, ответственны, аккуратны, внимательны, что определяет их наиболее тщательную подготовку к занятиям, лучшую усваиваемость материала на уроке и хорошее поведение.

Выявленная же отрицательная взаимосвязь является характеристикой данного класса.

Особо следует отметить отсутствие значимых взаимосвязей фактора В (высокая степень сформированности интеллектуальных функций, большого объема знаний) с учебным статусом. Для объяснения данного факта, вероятно, требуются дополнительные психологические исследования.

ТАКИМ ОБРАЗОМ

, проведенный анализ, по сути, позволяет выявить психологический личностный портрет успешного ученика в данном классе.

Для анализа основных видов коммуникаций и выявления их специфики в педагогическом “репертуаре” учителя, был использован ряд методик (см. главу 3).

По методике социально-коммуникативной компетентности

получены следующие результаты:

СКН

(социально-коммуникативная неуклюжесть) 8

НН

(нетерпеливость к неопределенности) 8

К

(чрезмерное стремление к конформности) 3

ССР

(повышенное стремление к статусному росту) 10

ИН

(ориентация на избегание неудач) 5

ФН

(фрустрационная нетолерантность) 15

Наибольшее отклонение от средних величин выявлено по показателям : К (чрезмерное стремление к конформности),

ИН (ориентация на избегание неудач), ФН (фрустрационная нетолерантность).

Фрустрационная нетолерантность. Высокое значение по данному показателю указывает на эмоциональный дискомфорт, депревацию, фрустрированность в коммуникативной сфере; при этом проявляется недостаточная способность к приятию социально-коммуникативных ситуаций.

Низкое значение по показателю ИН (ориентация на избегание неудач) свидетельствует о возможной тенденции преподавателя в своей музыкально-педагогической деятельности ориентироваться на постановку максимальных целей, задач в работе и их достижение, а не на выбор некоего оптимального варианта в работе, который обеспечивает невысокие результаты, но в то же время позволяет избежать неудач.

Низкое значение по показателю К (чрезмерное стремление к конформности) может свидетельствовать о неподатливости человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющейся в изменении его установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

Показатели СКН (социально-коммуникативная неуклюжесть), НН (нетерпеливость к неопределенности), ССР (повышенное стремление к статусному росту) - имеют тенденцию к низкой выраженности.

Так, заниженное значение показателя НН (нетерпеливость к неопределенности) свидетельствует о достаточной терпимости к неопределенности, об определенной творческости данного педагога, поскольку ощущение комфорта в деятельности свойственно, скорее, для творческих, инициативных людей. Также низкое значение показателя СКН (социально-коммуникативная неуклюжесть) может означать социально-коммуникативную гармоничность, умение преподнести свое мнение и выслушать чужое. А низкое значение показателя ССР (повышенное стремление к статусному росту) свидетельствует о том, что данный показатель не является самоцелью в работе, но и не отвергается полностью, что может также говорить о присутствии творчества, энтузиазма, увлеченности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Методические рекомендации к изучению темы
План урока: теория электролитической диссоциации Урок «Теория электролитической диссоциации» располагается по программе в 8 классе, после изучения основных классов неорганических веществ. На данном уроке рассматривается диссоциация веществ с разными типами связей, а так же мы вводим понятия о гидра ...

Представители творческой педагогики советского периода и их роль в обогащении теории и практики воспитания
Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934). Известен как создатель экспериментальных учебно-воспитательных учреждений "Сеттлемент" (1906), "Бодрая жизнь" (1911), "Первая опытная станция" (1919-1932). В этих учреждениях проходили проверку идеи самоуправления учащихся, восп ...

Просвещение в Западной европе периода Средневековья
В 476 г. под натиском германских племен пала Римская (Западная) империя. Эта дата - точка отсчета европейского Средневековья, которое завершилось в XVII в. В ту эпоху действовали факторы, которые цементировали европейское средневековое общество и определяли специфику школы и воспитания. Первым - и ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru