Образование: статьи и материалы » Влияние особенностей педагогических коммуникаций » Особенности личностных свойств и межличностных отношений младших школьников, их связь с особенностями коммуникаций в музыкально-педагогическом процессе

Особенности личностных свойств и межличностных отношений младших школьников, их связь с особенностями коммуникаций в музыкально-педагогическом процессе

Страница 2

-уверенность в себе, стабильность (фактор С);

-доминантность, независимость (фактор Е);

-социальная смелость, непринужденность (фактор Н);

-тревожность, озабоченность (фактор О) - отрицательная связь;

-эмоциональный статус.

Интересным представляется выделенный симптомокомплекс личностных свойств, взаимосвязанный с учебным статусом.

Его отличает внутренняя гармоничность, целостность, взаимодополняемость выделенных личностных качеств.

Например, общительность и доброжелательность (фактор А) напрямую связаны с социальной смелостью и непринужденностью (фактор Н),и в то же время, гармонично сочетаются с уверенностью в себе, стабильностью (фактор С),а доминантность и независимость (фактор Е) придают всей вышеуказанной характеристике логическую завершенность.

Особое внимание хочется обратить на выделенную отрицательную взаимосвязь с тревожностью; что, с одной стороны, весьма логично сочетается с другими выделенными личностными свойствами, то есть, общительные и уверенные в себе дети менее тревожны; с другой стороны, выделенная взаимосвязь противоречит взаимосвязи проведенных ранее психологических исследований /1/, а именно, в ряде случаев высокая тревожность имеет положительную взаимосвязь с учебным статусом, поскольку тревожные дети более добросовестны, ответственны, аккуратны, внимательны, что определяет их наиболее тщательную подготовку к занятиям, лучшую усваиваемость материала на уроке и хорошее поведение.

Выявленная же отрицательная взаимосвязь является характеристикой данного класса.

Особо следует отметить отсутствие значимых взаимосвязей фактора В (высокая степень сформированности интеллектуальных функций, большого объема знаний) с учебным статусом. Для объяснения данного факта, вероятно, требуются дополнительные психологические исследования.

ТАКИМ ОБРАЗОМ

, проведенный анализ, по сути, позволяет выявить психологический личностный портрет успешного ученика в данном классе.

Для анализа основных видов коммуникаций и выявления их специфики в педагогическом “репертуаре” учителя, был использован ряд методик (см. главу 3).

По методике социально-коммуникативной компетентности

получены следующие результаты:

СКН

(социально-коммуникативная неуклюжесть) 8

НН

(нетерпеливость к неопределенности) 8

К

(чрезмерное стремление к конформности) 3

ССР

(повышенное стремление к статусному росту) 10

ИН

(ориентация на избегание неудач) 5

ФН

(фрустрационная нетолерантность) 15

Наибольшее отклонение от средних величин выявлено по показателям : К (чрезмерное стремление к конформности),

ИН (ориентация на избегание неудач), ФН (фрустрационная нетолерантность).

Фрустрационная нетолерантность. Высокое значение по данному показателю указывает на эмоциональный дискомфорт, депревацию, фрустрированность в коммуникативной сфере; при этом проявляется недостаточная способность к приятию социально-коммуникативных ситуаций.

Низкое значение по показателю ИН (ориентация на избегание неудач) свидетельствует о возможной тенденции преподавателя в своей музыкально-педагогической деятельности ориентироваться на постановку максимальных целей, задач в работе и их достижение, а не на выбор некоего оптимального варианта в работе, который обеспечивает невысокие результаты, но в то же время позволяет избежать неудач.

Низкое значение по показателю К (чрезмерное стремление к конформности) может свидетельствовать о неподатливости человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющейся в изменении его установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

Показатели СКН (социально-коммуникативная неуклюжесть), НН (нетерпеливость к неопределенности), ССР (повышенное стремление к статусному росту) - имеют тенденцию к низкой выраженности.

Так, заниженное значение показателя НН (нетерпеливость к неопределенности) свидетельствует о достаточной терпимости к неопределенности, об определенной творческости данного педагога, поскольку ощущение комфорта в деятельности свойственно, скорее, для творческих, инициативных людей. Также низкое значение показателя СКН (социально-коммуникативная неуклюжесть) может означать социально-коммуникативную гармоничность, умение преподнести свое мнение и выслушать чужое. А низкое значение показателя ССР (повышенное стремление к статусному росту) свидетельствует о том, что данный показатель не является самоцелью в работе, но и не отвергается полностью, что может также говорить о присутствии творчества, энтузиазма, увлеченности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Влияние биоритмов на уровень физической работоспособности при занятиях легкой атлетикой у детей средних классов
Исходный уровень физической работоспособности детей опытных групп перед началом исследования определялся по результатам тестов, которые подробно описаны во второй главе. Исходные результаты контрольных испытаний показывают, что обследуемый контингент учащихся 6-х классов по показателям физической р ...

Технологии проведения коллективных творческих дел
Технология коллективного творческого воспитания - это, по существу, продуманная система ключевых мероприятий, которые благодаря целенаправленной деятельности педагогов направлены на комплексное решение задач гармоничного развития личности. Если мы хотим, чтобы многообразная школьная жизнь действите ...

Личностно-деятельностные технологии формирования гражданской культуры студентов педагогических вузов
Термин «педагогическая технология» у многих вызывает сомнения, так как он всегда связывался с производством. Однако, поводом для его введения в педагогический лексикон послужила этимология данного слова: технология от греческого techne – искусство, мастерство, умение. Рассматривая организацию педаг ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru