Образование: статьи и материалы » Влияние особенностей педагогических коммуникаций » Особенности личностных свойств и межличностных отношений младших школьников, их связь с особенностями коммуникаций в музыкально-педагогическом процессе

Особенности личностных свойств и межличностных отношений младших школьников, их связь с особенностями коммуникаций в музыкально-педагогическом процессе

Страница 4

-“палец ко рту” (“тише”);

-покачивание головой (“нет”);

-иллюстративные жесты;

-дирижерские жесты;

-жесты-“сорняки” практически отсутствуют;

-прикосновение (используется довольно часто, как для похвалы, так и для дисциплины).

Микровывод.

Возможна следующая трактовка некоторых жестов: “руки подняты на уровне груди и обращены ладонями к детской аудитории”, “покачивание головой в знак одобрения” - открытость, приятие. В целом, жестикуляция и телодвижения используются для усиления значения произносимой речи, как эмоциональный отзыв на музыку, а также как средства для нормализации дисциплины и в целом создают благоприятную картину (см.о прикосновении главу 1).

4.Мимика.

Для данного педагога характерны мимические движения:

-глаза широко раскрыты;

-веки прищурены;

-частое моргание;

-сморщивает лоб;

-сдвигает брови;

-улыбка;

-иллюстративная;

-вопросительная;

-интенсивный визуальный контакт.

Микровывод:

в целом мимика небогатая (хотя музыка подразумевает эмоциональность, стало быть, богатую мимику!), но улавливается положительный, добрый настрой, и, конечно, велика роль визуального контакта, когда каждый ребенок ощущает себя не зрителем происходящих событий, но участником.

5.

Интонация.

Характерна:

-тембр голоса высокий, мягкий;

-вопросительная;

-доброжелательная;

-одобрительная;

-повышение интонации происходит во время разучивания песни, а также в моменты урока, когда дети начинают шуметь.

Микровывод:

из вышесказанного видно, что также, как и мимика, интонация способствует доброжелательному настрою.

6.Различия

невербального поведения во время обычной работы и работы с музыкой. Во время работы с музыкой:

-мимика становится богаче;

-появляется больше иллюстративных жестов;

-происходит увеличение дистанции;

-повышается интонация голоса;

-увеличивается количество движений руками (в основном, в такт речи);

-появляются дирижерские жесты.

Микровывод:

во время работы педагога с музыкой усиливается невербальный компонент, что обуславливает эмоциональную отзывчивость в восприятии невербального “текста” (то есть музыки).

Таким образом,

в целом, анализ невербального поведения педагога на уроке музыки показал, что учитель весьма положительно и радушно настроен к детям, активно, с собственной заинтересованностью и эмоциональной отзывчивостью на музыку преподносит им знания; используются умело прикосновения и улыбка, - как наиважнейшие компоненты всего комплекса невербального поведения. Очень часто конфликтогенное слово “нет” заменяется покачиванием головы, а фразы типа “тише!”, ”замолчите!” успешно вытесняются жестом “палец ко рту”. Отсутствует несовпадение вербального и невербального компонентов.

Сопоставление

анализа невербального поведения

педагога и результатов

методики Фландерса.

1.

По методике Фландерса выделено 203 педагогических коммуникации, - анализ невербального поведения также говорит о большой роли невербальных компонентов во взаимодействии;

2.

в методике Фландерса ярко представлены следующие характеристики:

-

одобряет действия ученика, его поведение (пункт 2); на невербальном уровне это выражается: в одобрительном покачивании головой, активных, но ненавязчивых прикосновениях, улыбке, одобрительной интонации, поднятых кверху ладонях;

-

задает вопросы, основанные на своих идеях, с целью получить ответ (пункт 4); невербальное поведение подтверждает это, так как вопросы задаются в доброжелательном тоне, часто иллюстрируясь жестами;

-

ответ на обращение учителя. Свобода высказывания собственных идей ограничена (пункт 8). Поведение детей богато невербальными компонентами: иллюстративная функция жестов, телодвижений и мимики (передача настроения, внутреннего содержания музыки, а также собственные эмоции). Педагогом и детьми широко используется прием эмоционального сопереживания (эмпатия) как средство для более глубокого осознания музыкального содержания.

Микровывод.

Результаты сравнительного анализа двух методик показали, что 2 основных вида педагогических коммуникаций (вербальный и невербальный) существуют вместе, взаимопроникая и гармонично дополняя друг друга.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Особенности мышления детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста
На определенном этапе развития ребенка ему характерен определенный тип деятельности (ведущий тип деятельности). В раннем возрасте особое место в формировании мышления принадлежит общению, предметной деятельности, игре (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и другие). В на ...

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
Нравственное сознание младших школьников претерпевает существенные изменения от I к III классу. Моральные знания, представления и суждения к концу возраста заметно обогащаются, становятся более осознанными, разносторонними, обобщенными. Если моральные суждения учащихся I—II классов основаны на опыт ...

Методы и приемы формирования нравственно-экологического опыта у младших школьников
На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru