Образование: статьи и материалы » Влияние особенностей педагогических коммуникаций » Особенности личностных свойств и межличностных отношений младших школьников, их связь с особенностями коммуникаций в музыкально-педагогическом процессе

Особенности личностных свойств и межличностных отношений младших школьников, их связь с особенностями коммуникаций в музыкально-педагогическом процессе

Страница 3

Также особенности педагогических коммуникаций изучались по методике Фландерса

. Использование данной методики позволяет проанализировать основные виды педагогических коммуникаций (вербальный и невербальный).

Анализ с использованием видеозаписи 3-х уроков музыки, где было выделено 203 педагогических коммуникации, показал, что наиболее ярко представлены: пункт 2 (одобряет действия ученика, его поведение), пункт 4 (задает вопросы, основанные на своих идеях с целью получить ответ), пункт 8 (ответ на обращение учителя. Свобода высказывания собственных идей ограничена).

Среднюю выраженность имеют: пункт 3 ( развивает идеи, предложенные учеником), пункт 5 (объяснение, развитие собственных идей), пункт 9 (выражение собственных идей ученика, вопросов, предложений. Свободное развитие собственных мыслей).

Фактически не представленными являются пункт 1 (принимает отношение или тон и выражение эмоций ученика и разъясняет свое отношение в неугрожающей манере), пункт 7 ( критические замечания в адрес ученика директивного характера, в повышенном тоне, апелляция к авторитету ученика), пункт 10 (молчание или замешательство взаимодействующих. Паузы, короткие периоды молчания, характер коммуникаций во время которых непонятен наблюдателю).

Таким образом, наибольшую выраженность имеет доброжалательное, активное, диалогичное взаимодействие учителя с детьми;

среднюю выраженность имеет также активное, инициативное общение на уроке музыки;

низкую выраженность имеет конфликтное, в повышенном тоне, пассивное взаимодействие педагога с детьми.

Поэтому, из вышесказанного видно, что характерным для данного педагога является доброжелательное, в то же время очень активное, инициативное, диалогичное общение с ребятами.

Качественный анализ невербальных компонентов

в работе преподавателя сделан также на основе видеозаписи 3-х уроков музыки.

1.Дистанция

(организация рабочего пространства) - на уровне диалога (0.5 - 1.2 м) и социального расстояния (1.2 - 3.7 м). Во время урока учитель много двигается по классу, часто подходит близко к детям, стараясь сократить дистанцию. Но иногда расстояние увеличивается, это происходит во время разучивании песни или исполнении музыки на инструменте; а также, когда учитель пишет что-нибудь на доске.

Микровывод:

организация рабочего пространства зависит от форм работ на уроке, требуемых нахождения учителя за инструментом или у доски, а в целом наиболее характерным является расстояние на уровне диалога (0.5 - 1.2 м), что обеспечивает довольно тесный и весьма доброжелательный контакт.

2.

Позы.

Зафиксированы следующие:

-стоит с опорой на ученический стол;

-руки заложены за спину;

-ладонь запущена в волосы;

-рука согнута в локтевом суставе;

-ладонь поддерживает подбородок;

-руки скрещены на груди (крайне редко).

Микровывод:

позы “стоит с опорой на ученический стол ” и “руки заложены за спину” могут восприниматься как некая эмоциональная дистанция; а позы “ладонь запущена в волосы” и “ладонь поддерживает подбородок” - могут трактоваться как акцент говорящего на своих мыслях, чувствах, своем внутреннем состоянии (что, кстати, является вполне уместным, так как специфика искусства, в данном случае, музыки, предполагает именно “уход в себя”). (Говоря о предполагаемых трактовках невербального поведения, нужно всегда помнить о том, что нет универсального “переводчика”, всегда следует учитывать контекст коммуникаций, состояние человека, внешние факторы - об этом см. главу 1). Таким образом, практически все отмеченные выше

позы связаны с использованием рук; если вспомнить о том, что положение рук человека естественнее и удобнее в согнутом, нежели вытянутом состоянии (об этом см. главу 1), то возможна трактовка всех зафиксированных поз как модификации положения “руки согнуты”.

3.

Жесты и телодвижения.

Зафиксированы:

-взмах рукой;

-покачивание головой в такт высказывания;

-грозит пальцем;

-руки подняты на уровне груди и обращены ладонями к детской аудитории;

-прохаживание перед аудиторией;

-волнообразные движения руки;

-телодвижения в такт высказывания, в такт музыке;

-покачивание головой в знак одобрения;

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Понятие открытого образования и дистанционного обучения
Изменения, происходящие в мире при переходе к постиндустриальному обществу, во многом связаны с появлением и развитием информационных технологий. В свою очередь, информационные технологии становятся движущей силой происходящих изменений. В полной мере это относится к сфере образования. Традиционные ...

Динамика уровня воспитанности трудовых навыков и умений у младших школьников
Целью контрольного эксперимента нашего исследования было определение эффективности разработанной и реализованной на практике экспериментальной работы по трудовому воспитанию младших школьников поликультурного региона в Республике Мордовия. Задачи контрольного эксперимента: - выявление уровня воспит ...

Некоторые проблемы связанные с социализацией личности в малом городе
Однако, по сравнению с более крупными городами, в малом городе меньше стимулов, влияющих на мобильность его жителей, а следовательно, и меньше вариантов для осуществления выбора в различных сферах. В то же время, как показано в исследованиях В.С. Магуна, сегодня нет принципиальных различий между пр ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru