Специфика современной биологии как учебного предмета, заключается в том, что высока доля теоретического материала. При этом объем информации продолжает увеличиваться с каждым годом, поэтому применение компьютерных технологий в процессе обучения позволяет повысить его эффективность, сделать занятия более наглядными и интересными. Ботаника и зоология основываются на изучении натуральных объектов, изучении живых организмов в естественной среде обитания. Содержание биологии человека и общей биологии направлено на понятия о сущности биологических процессов организма человека, на объяснение роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира и т.д. Однако с помощью компьютера можно смоделировать многие сложные биологические процессы и закономерности. Проводить виртуальные работы, не отличающиеся от работ традиционных с микроскопическими, малодоступными, в силу их биологии, организмами; объяснении и закреплении нового материала, помочь в проведении контроля знаний, организации самостоятельных работ учащихся.
Использование компьютера обеспечивает реализацию таких принципов обучения, как научность, наглядность, доступность, активность и самостоятельность. Роль наглядности в преподавании биологии общепризнанна, наглядность обучения - это один из основных принципов дидактики.
Компьютеры позволяют добиваться более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, значительно расширяют возможности включения разнообразных упражнений в процесс обучения, придавая ему в ряде случаев характер игры, а непрерывная обратная связь, подкрепленная тщательно продуманными стимулами учения, оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма, что приводит к формированию положительного отношения учащихся к изучаемому материалу.
Однако компьютер не может полностью заменить изучение химии и биологии стандартными методами, а являются лишь полезным дополнением к уроку, средством самоподготовки учителя и учеников. Методический аспект применения компьютера на уроке учителем-предметником заключается в том, что когда речь заходит о применении компьютера в деятельности учителя-предметника, возникает сразу несколько вопросов:
1) целесообразность применения компьютера: решение о применении техники на каком-то уроке каждый учитель принимает сам. На выбор учителя влияет такие факты как:
компьютер применяется там, где есть возможность автоматизировать деятельность и сэкономить время для обработки результатов (всевозможные контролирующие, тестирующие программы);
компьютер применяется для обучения. Здесь речь идет о применении всевозможных обучающих программ, к выбору которых надо подходить очень ответственно. Какие применять обучающие программы - принимает решение сам учитель. Сколько применять – в соответствии с санитарными нормами.
применяется для демонстрации
2) различные подходы к организации уроков с использованием компьютера: исходя из целесообразности формируются подходы к организации уроков с использованием информационных технологий:
используется один компьютер как правило для демонстрации при объяснении нового материала, показа моделей, опытов, которые опасно проводить в реальной жизни.
используется компьютерный класс. Применяется обычно для контроля знаний учащихся или же для обучения учащихся.
3) средства для применения на уроках:
- использование готовых мультимедийных программ;
- создание собственных разработок с помощью стандартного программного обеспечения.
Похожие статьи:
Художественно-педагогические игры на уроках изобразительного искусства
Программы и методические разработки по изобразительному искусству (Б. Юсов, Б. Неменский) предлагают множество игр: «Три мастера», «Морской флот», «Народные праздники», «Художественный совет» и др. К каким видам игр их можно отнести? Безусловно, ролевые игры - «всем возрастам покорны». А как быть с ...
Кристаллогидраты в стандарте школьного образования
Стандарт среднего (полного) общего образования по химии определяет собой обязательных минимум, который должен изучаться в школе и предусматривает следующее содержание. В отношении кристаллогидратов это может проявиться в рамках: Методы познания веществ и химических явлений: расчеты на массовую долю ...
Коммуникации как фактор жизненного везения и удачи
Сегодня тысячи психологов, социальных работников, менеджеров и просто любознательных людей заинтересованы в совершенствовании коммуникаций. Все люди живут в одном мире, но его видение у всех абсолютно разное: одно и то же событие может вызвать совершенно противоположные реакции. Общение - это проце ...