Специфика современной биологии как учебного предмета, заключается в том, что высока доля теоретического материала. При этом объем информации продолжает увеличиваться с каждым годом, поэтому применение компьютерных технологий в процессе обучения позволяет повысить его эффективность, сделать занятия более наглядными и интересными. Ботаника и зоология основываются на изучении натуральных объектов, изучении живых организмов в естественной среде обитания. Содержание биологии человека и общей биологии направлено на понятия о сущности биологических процессов организма человека, на объяснение роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира и т.д. Однако с помощью компьютера можно смоделировать многие сложные биологические процессы и закономерности. Проводить виртуальные работы, не отличающиеся от работ традиционных с микроскопическими, малодоступными, в силу их биологии, организмами; объяснении и закреплении нового материала, помочь в проведении контроля знаний, организации самостоятельных работ учащихся.
Использование компьютера обеспечивает реализацию таких принципов обучения, как научность, наглядность, доступность, активность и самостоятельность. Роль наглядности в преподавании биологии общепризнанна, наглядность обучения - это один из основных принципов дидактики.
Компьютеры позволяют добиваться более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, значительно расширяют возможности включения разнообразных упражнений в процесс обучения, придавая ему в ряде случаев характер игры, а непрерывная обратная связь, подкрепленная тщательно продуманными стимулами учения, оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма, что приводит к формированию положительного отношения учащихся к изучаемому материалу.
Однако компьютер не может полностью заменить изучение химии и биологии стандартными методами, а являются лишь полезным дополнением к уроку, средством самоподготовки учителя и учеников. Методический аспект применения компьютера на уроке учителем-предметником заключается в том, что когда речь заходит о применении компьютера в деятельности учителя-предметника, возникает сразу несколько вопросов:
1) целесообразность применения компьютера: решение о применении техники на каком-то уроке каждый учитель принимает сам. На выбор учителя влияет такие факты как:
компьютер применяется там, где есть возможность автоматизировать деятельность и сэкономить время для обработки результатов (всевозможные контролирующие, тестирующие программы);
компьютер применяется для обучения. Здесь речь идет о применении всевозможных обучающих программ, к выбору которых надо подходить очень ответственно. Какие применять обучающие программы - принимает решение сам учитель. Сколько применять – в соответствии с санитарными нормами.
применяется для демонстрации
2) различные подходы к организации уроков с использованием компьютера: исходя из целесообразности формируются подходы к организации уроков с использованием информационных технологий:
используется один компьютер как правило для демонстрации при объяснении нового материала, показа моделей, опытов, которые опасно проводить в реальной жизни.
используется компьютерный класс. Применяется обычно для контроля знаний учащихся или же для обучения учащихся.
3) средства для применения на уроках:
- использование готовых мультимедийных программ;
- создание собственных разработок с помощью стандартного программного обеспечения.
Похожие статьи:
Нравственное воспитание на уроках физической культуры
Нравственное воспитание происходит, прежде всего, в процессе обучения – главном виде деятельности в школе. Любовь к своему Отечеству, готовность встать на его защиту, не жалея жизни, высокие патриотические чувства, сопровождаемые проявлением мужества, смелости и решительности; ощущение душевной бол ...
Методы и формы воспитания личности в спорте
Физическое воспитание совершенно неотделимо от других видов воспитания. Органической основой их взаимосвязи является единство физического и духовного развития человека, а также закономерности организации всей социальной системы физического воспитания. Собственно, физическая культура и спорт выступа ...
Дзюдо как вид спорта: техника и правила борьбы
Дзюдо — один из видов боевых искусств, спортивное единоборство, являющееся олимпийским видом спорта. История дзюдо насчитывает сотни лет. Этот вид спорта интересен тем, что позволяет занимающимся наиболее эффективно использовать свою умственную и физическую энергию. Занятия этим видом единоборства ...