- существует вероятность, что, увлекшись применением компьютера на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам;
- санитарные нормы, действующие в настоящие время в школе, не позволяют работать за компьютером школьнику больше 10-25 минут в сутки.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. Форм подачи материала учителем на уроке с использованием компьютера много: это презентация, электронные учебники, виртуальная практические и лабораторные работы, тесты, тренинги. Презентация с включением дополняющих технологий – самая удобная и не сложная форма для учителя при проведении урока. Главное в презентации это - тезисность для учителя и наглядность для ученика. В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы: эффектные превращения в форме мультипликации, портреты ученых, схемы, таблицы, цитаты, графики, т.д.
На экране могут появляться определения, которые учащиеся переписывают в тетрадь. Тесты могут быть использованы на уроке при проверке домашнего задания и при закреплении. В электронной версии тесты могут представлять собой варианты от карточек с вопросами и вариантами ответов, до сложных многоуровневых структур, где ученику предлагаются небольшие подсказки. По результатам таких тестов можно судить о степени подготовленности учеников по данной теме.
Таким образом, применение компьютера на уроке позволяет ученикам с интересом и быстро усваивать больший объем научно-познавательной информации, урок становится более интересным и увлекательным, качество обученности учащихся повышается, но самое главное данный материал надолго остается в памяти.
На основании вышесказанного можно выделить следующие ступени формирования познавательного интереса учащихся на уроках с применением компьютера:
1) изучение интересов учащихся, проведение диагностики;
2) обеспечение либо индивидуального подхода к каждому школьнику, либо объединение учащихся в группы по сходным интересам;
3) подготовка материала, определение способа представления его учащимся. Это может быть самостоятельная работа учащихся с материалом, работа в группе или в команде над разными частями и с разной задачей, но по общей проблеме, чтобы в итоге получить единый результат. Важным условием этого этапа является посильность информации, решения задачи учащимися;
4) изучение материала учащимися, решение задачи приводит к удовлетворению первоначального интереса, получению положительной эмоции, которую хочется продлить, закрепить;
5) постановка новой задачи, проблемы, основанной на интересах учащихся, но уже с элементами новой информации (использование проблемного метода). На данном этапе происходит анализ средств, позволяющих добиться удовлетворения познавательной потребности. Информация, которая была озвучена ранее и оставила отпечаток в памяти учащихся говорит о новых средствах, новых возможностях решения данной проблемы, но пока они неполные, их недостаточно. Однако уже намечены пути решения, и, следовательно, обратившись за новой информацией можно решить данную задачу;
6) поиск дополнительной информации, которая позволит разрешить стоящую проблему.
При работе с мультимедийными технологиями учащиеся с самого начала вовлечены в активную познавательную деятельность. В ходе такого обучения они учатся не только приобретать и применять знания, но и находить необходимые для них средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией.
Похожие статьи:
Теоретические аспекты формирования и развития учебной деятельности школьников
Сегодня в образовании сложились две основные группы теорий обучения: ассоциативно-рефлекторная и деятельностная. В основе теорий первой группы лежат методологические основания, разработанные Дж. Локком, и окончательно оформленные в классно-урочной системе Я.А Коменского. Основополагающие принципы э ...
Игра как психолого-педагогическое средство развития дошкольника
Л.Ф. Обухова очень емко определила игру как «деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности». Структура игры: - роль. Взяв на себя роль, ребенок начинает в опосредованной действительности воспроизводить поведение взрослых. Важность ролевого поведения заключается еще и в том, что в п ...
Формирование коллектива младших школьников в контексте педагогического взаимодействия
Коллектив как специально организованное объединение учащихся формируется не сразу. Ни одно объединение людей изначально не проявляет существенных признаков, которые характеризуют коллектив. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов. В философии процесс развития коллекти ...