В результате использования игровых ситуаций на уроке происходит расширение общего кругозора, развитие навыков самостоятельной работы, воспитание интереса к русскому языку.
Виды дидактических игр
А.И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр в зависимости от характера деятельности детей: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предложения, игры-загадки, игры-беседы.
Игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, облегчают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д.
Игры-поручения по содержанию проще, а по продолжительности - короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
Игры-предложения («что было бы .»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
Игры-загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формулирует умение рассуждать, делать выводы.
Игры-беседы. В основе их лежит общение. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется темой, содержанием игры.
Также, в зависимости от характера деятельности детей, Гибсон Р.К. выделяет:
- игры-соревнования (игры-викторины, игры-конкурсы);
- сюжетно-ролевые игры (игры-драматизации, игры-инсценировки, ролевые, режиссерские).
По русскому языку Баев П.М. использует следующие виды
дидактических игр:
- морфологические;
- словообразовательные;
- фонетические;
- лексические.
Самое главное заключается в том, чтобы игра не отвлекала от учения, а наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы.
Структура дидактической игры
Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура - это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:
1. дидактическая задача;
2. игровая задача;
3. правила игры;
4. игровые действия.
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия, она формируется педагогом.
Дидактическая игра подчинена решению дидактической задачи, связанной с определенной темой учебной программы и предусматривающей изучение нового материала, закрепление и повторение пройденного, формирование учебных умений и навыков. Усвоение учебного материала происходит непреднамеренно, так как учебная задача в ней прямо перед детьми не ставится. «Двойная природа» дидактической игры выражается в учебной направленности и игровой форме, которые способствуют овладению конкретным учебным материалом в непринужденной форме.
Игровая задача решается детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, путем решения которой дети начинают практически применять полученные ими знания. Дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла.
Правила игры. Их содержание и направленность обусловлена общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила игры помогают направлять учебный процесс, содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения.
Похожие статьи:
Первые письменные педагогические источники на Беларуси и дальнейшее
развитие педагогической мысли в XIV-XVII
вв
История педагогической мысли Беларуси - это отражение многовековой жизни белорусского народа, его трудовых усилий, борьбы, стремления к социальной справедливости. Развитие материальной и духовной культуры во многом обязано народной педагогике, которая обеспечивала преемственную связь поколений, пер ...
Особенности и содержание полового воспитания
подростков в условиях семьи
Несомненно, важным в наше время является поддержание здоровья детей, как физического, так и психологического, социального, а также духовного. Поскольку большая часть жизни ребенка проходит в семье, то данные вопросы должны интересовать в первую очередь родителей подростка. Они должны организовать п ...
Сущность понятия – способности
В первом параграфе мы рассмотрим сущностные характеристики способностей. Этой проблемой занимались такие корифеи отечественной психологии как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н.С. Лейтес и другие. Понятийный аппарат, содержание и основные положения теории способностей ра ...