Образование: статьи и материалы » Использование элементов занимательности и игры при изучении состава слова в начальных классах » Дидактическая игра и ее классификация

Дидактическая игра и ее классификация

Страница 2

В результате использования игровых ситуаций на уроке происходит расширение общего кругозора, развитие навыков самостоятельной работы, воспитание интереса к русскому языку.

Виды дидактических игр

А.И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр в зависимости от характера деятельности детей: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предложения, игры-загадки, игры-беседы.

Игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, облегчают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д.

Игры-поручения по содержанию проще, а по продолжительности - короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры-предложения («что было бы .»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры-загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формулирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры-беседы. В основе их лежит общение. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется темой, содержанием игры.

Также, в зависимости от характера деятельности детей, Гибсон Р.К. выделяет:

- игры-соревнования (игры-викторины, игры-конкурсы);

- сюжетно-ролевые игры (игры-драматизации, игры-инсценировки, ролевые, режиссерские).

По русскому языку Баев П.М. использует следующие виды

дидактических игр:

- морфологические;

- словообразовательные;

- фонетические;

- лексические.

Самое главное заключается в том, чтобы игра не отвлекала от учения, а наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы.

Структура дидактической игры

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура - это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:

1. дидактическая задача;

2. игровая задача;

3. правила игры;

4. игровые действия.

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия, она формируется педагогом.

Дидактическая игра подчинена решению дидактической задачи, связанной с определенной темой учебной программы и предусматривающей изучение нового материала, закрепление и повторение пройденного, формирование учебных умений и навыков. Усвоение учебного материала происходит непреднамеренно, так как учебная задача в ней прямо перед детьми не ставится. «Двойная природа» дидактической игры выражается в учебной направленности и игровой форме, которые способствуют овладению конкретным учебным материалом в непринужденной форме.

Игровая задача решается детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, путем решения которой дети начинают практически применять полученные ими знания. Дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлена общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила игры помогают направлять учебный процесс, содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Физическое воспитание в семье
Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным и крепким, однако они часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены в первую очередь двигательной активностью ребенка, что помимо достижения определенного роста и веса он должен быть ловким, подвижным и выносливым. Хотим м ...

Составление рекомендаций для воспитателей детских домов
Прежде чем составлять методические рекомендации педагогам, работающим с детьми-сиротами дошкольного возраста, необходимо определиться с блоками той информации, которая, на наш взгляд, должна содержаться в этих рекомендациях. Конкретно эти блоки должны разрешать следующие проблемы: – Повышение профе ...

Характеристика психолого-педагогических особенностей дошкольного возраста
Педагогику (в первую очередь педагогику развития) интересует происходящие в человеке изменения и то, как эти изменения повлияют на продуктивную (профессиональную и пр.) деятельность человека в социуме. Именно поэтому, обсуждая эффективность образования, мы должны затрагивать внутренние психические ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru