Образование: статьи и материалы » Использование элементов занимательности и игры при изучении состава слова в начальных классах » Роль игры в психическом развитии ребенка

Роль игры в психическом развитии ребенка

Страница 2

Игра помогает школьнику включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учебной деятельности, кроме этого, она помогает формированию у детей качеств, необходимых для становления учебной деятельности:

1. Общее положительное отношение к школе, учебному предмету;

2. Умение включаться в коллективную учебную работу;

3. Готовность слушать друг друга;

4. Желание постоянно расширять свои возможности, развивать свои способности;

5. Осознание способов, направленных на расширение своих возможностей, в том числе способность самоконтроля, самооценки.

6. Раскрытие собственных творческих способностей, самовыражение и самопознание, самоутверждение.

Ребенок вынужден направлять свою активность не на удовлетворение своих актуальных потребностей, а на достижение намеченных учителем целей. Учебную задачу нужно сделать личность значимой, чтобы ребенок осознавал ее как свободно выбранную, принимая ее на основе «хотения». Тогда он легко поддается педагогическому воздействию, охотно вступает в сотрудничество с учителем, активно и заинтересованно участвует в процессе своего обучения и воспитания. Следовательно, для успешного овладения учебным материалом необходимо учитывать и использовать своеобразное сочетание на данном этапе двух ведущих видов деятельности - игровой и учебной.

Игра и учеба - это два различных вида деятельности. Между ними имеются значительные качественные различия. Справедливо замечено еще

Н.К. Крупской, что «школа отводит слишком много места игре, сразу называя ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным знаниям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы». В качестве таковых и выступают дидактические игры.

Но дидактическая игра необходима не только для улучшения адаптации. В ситуации дидактической игры ребенок усваивает программу значительно успешнее, чем в ситуации учебного задания, так как в дидактической игре учебная задача - часть игровой ситуации с выполнением определенных правил. Здесь усвоение нового происходит без особого напряжения, как бы само собой.

В исследованиях Д.Б. Эльконина подчеркивается, что внутренние законы психического развития в дошкольном и младшем школьном возрасте едины.

Эльконин считал дошкольный и младший школьный периоды единой эпохой детства. Он утверждал, что разрыв, существующий в системе образования (дошкольное учреждение-школа), разрушает единство между развитием мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сторонами личности ребенка. Дети, поступающие в школу, находятся в противоречивой ситуации: у ведущей для дошкольников игровой деятельности есть перспективы развития, а новая ведущая деятельность - учебная - оттесняет ее. Учебная деятельность начинает осуществляться как внешняя по отношению к внутренней мотивации и личностным смыслам ребенка. Школьная жизнь воспринимается ими с формально-нормативной стороны, а содержательные стороны учебной деятельности часто не выступают для ребенка в качестве актуальных.

Нужно создать условия, органично сочетающие игровую и учебную деятельности, то есть организовать деятельность детей, являющуюся по форме игровой, но носящую по своей направленности учебный характер.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Игра как психолого-педагогическое средство развития дошкольника
Л.Ф. Обухова очень емко определила игру как «деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности». Структура игры: - роль. Взяв на себя роль, ребенок начинает в опосредованной действительности воспроизводить поведение взрослых. Важность ролевого поведения заключается еще и в том, что в п ...

Определение педагогики
Термин педагогика имеет два значения: первое — это область научного знания, наука, второе — область практической деятельности, ремесло, искусство. Педагогом является учитель, ученый, работник управления, менеджер в образовании. Каждая наука имеет свой предмет — область действительности, которую она ...

Понятие профориентационного тренинга
В настоящее время тренинг очень активно используется в психокоррекции, в психотерапии и в обучении. Подобная широта охвата влечет за собой трудности в определении данного понятия. В отечественной науке тренинг понимают и как группу методов развития способностей к обучению, и как средство развития к ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru