Игра помогает школьнику включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учебной деятельности, кроме этого, она помогает формированию у детей качеств, необходимых для становления учебной деятельности:
1. Общее положительное отношение к школе, учебному предмету;
2. Умение включаться в коллективную учебную работу;
3. Готовность слушать друг друга;
4. Желание постоянно расширять свои возможности, развивать свои способности;
5. Осознание способов, направленных на расширение своих возможностей, в том числе способность самоконтроля, самооценки.
6. Раскрытие собственных творческих способностей, самовыражение и самопознание, самоутверждение.
Ребенок вынужден направлять свою активность не на удовлетворение своих актуальных потребностей, а на достижение намеченных учителем целей. Учебную задачу нужно сделать личность значимой, чтобы ребенок осознавал ее как свободно выбранную, принимая ее на основе «хотения». Тогда он легко поддается педагогическому воздействию, охотно вступает в сотрудничество с учителем, активно и заинтересованно участвует в процессе своего обучения и воспитания. Следовательно, для успешного овладения учебным материалом необходимо учитывать и использовать своеобразное сочетание на данном этапе двух ведущих видов деятельности - игровой и учебной.
Игра и учеба - это два различных вида деятельности. Между ними имеются значительные качественные различия. Справедливо замечено еще
Н.К. Крупской, что «школа отводит слишком много места игре, сразу называя ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным знаниям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы». В качестве таковых и выступают дидактические игры.
Но дидактическая игра необходима не только для улучшения адаптации. В ситуации дидактической игры ребенок усваивает программу значительно успешнее, чем в ситуации учебного задания, так как в дидактической игре учебная задача - часть игровой ситуации с выполнением определенных правил. Здесь усвоение нового происходит без особого напряжения, как бы само собой.
В исследованиях Д.Б. Эльконина подчеркивается, что внутренние законы психического развития в дошкольном и младшем школьном возрасте едины.
Эльконин считал дошкольный и младший школьный периоды единой эпохой детства. Он утверждал, что разрыв, существующий в системе образования (дошкольное учреждение-школа), разрушает единство между развитием мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сторонами личности ребенка. Дети, поступающие в школу, находятся в противоречивой ситуации: у ведущей для дошкольников игровой деятельности есть перспективы развития, а новая ведущая деятельность - учебная - оттесняет ее. Учебная деятельность начинает осуществляться как внешняя по отношению к внутренней мотивации и личностным смыслам ребенка. Школьная жизнь воспринимается ими с формально-нормативной стороны, а содержательные стороны учебной деятельности часто не выступают для ребенка в качестве актуальных.
Нужно создать условия, органично сочетающие игровую и учебную деятельности, то есть организовать деятельность детей, являющуюся по форме игровой, но носящую по своей направленности учебный характер.
Похожие статьи:
Форматы графических файлов
Знания о форматах записи электронных изображений необходимы при их сохранении, передаче, оптимизации использования в различных проектах и программах. Формат отражает функциональные предназначения графических изображений, а также различные способы сжатия графической информации. При выборе формата за ...
Определение педагогики
Термин педагогика имеет два значения: первое — это область научного знания, наука, второе — область практической деятельности, ремесло, искусство. Педагогом является учитель, ученый, работник управления, менеджер в образовании. Каждая наука имеет свой предмет — область действительности, которую она ...
Индивидуальные особенности исполнения учебной деятельности
Стиль учебной деятельности. Наука и практика свидетельствуют, что внимательное отношение к стилям обучения не только обеспечивает эффективность организационных воздействий педагога, но есть способ помощи в преодолении трудностей встающих на пути становления ведущего вида деятельности. в решении это ...