Образование: статьи и материалы » Программа деятельности эксперта при проведении аттестации образовательного учреждения » Порядок проведения аттестационной экспертизы

Порядок проведения аттестационной экспертизы

Страница 4

После этого оценивается достаточности других ресурсов, например, времени. Задается шестой вопрос: "Сильно ли влияет на результаты работы системы нехватка времени?". Если ответ "да", то следует оценить, какова разница между тем, какое время требуется, и тем, какое отводится на работу реально. Если ответ "нет", то значимых проблем с объемом времени нет.

На следующем шаге поиска причин анализируемых результатов оценивается влияние на них уровня материально-технической обеспеченности основного процесса. Ставится седьмой вопрос: "Сильно ли влияют на анализируемый результат недостатки в обеспечении основного процесса материально-техническими средствами?" Если дается отрицательный ответ, то значимых проблем с материально-техническим обеспечением нет. Если ответ положительный, то нужно перечислить чего и в каком объеме не хватает, чтобы была возможность достигнуть более высоких результатов.

Если анализируются результаты образования, то нужно иметь в виду, что они зависят не только от того, что и как делают учителя, мо и от того, что и как делают учащиеся. Хотя действия педагогов и учащихся не независимы, однако то, что делают последние, во многом определяется ими самими, а не их наставниками. Поэтому, анализируя дефекты результатов обучения нужно задаться восьмым вопросом: "Все ли делают учащиеся, что от них требуется по технологии?". Если "да" или если недостатки в действиях учащихся существенно не влияют на результаты, анализ причин неудовлетворительности результатов обучения заканчивается, а если "нет" и это существенно сказывается на результатах, то анализ причин должен быть продолжен.

Здесь, как и в случае анализа действий учителей, нужно оценить, умеют ли учащиеся делать то, что от них требуется, и хотят ли это делать. При отрицательных ответах нужно составить перечень того, что не умеют, и определить причины, почему не хотят изучать содержание учебной программы.

Тот факт, что учащиеся не могут и (или) не хотят учиться, означает, что на предыдущих этапах обучения не были достигнуты соответствующие важные результаты. Поэтому сама констатация проблем, связанных с действиями учащихся, означает задание на поиск их причин в более ранних периодах обучения и воспитания.

Что и как делают учащиеся, может быть обусловлено не только и не столько тем, что они "не умеют" и (или)"не хотят", а тем, что у них нет необходимых условий, т.е. они "не могут". Поэтому, анализируя действия учащихся, нужно перейти к ответу на девятый вопрос: "Имеются ли у учащихся достаточные условия, чтобы делать то, что от них требуется?" Если ответ "да" или если недостаток условий не сильно сказывается на результатах, то на этом поиск причин завершается. Если ответ "нет", то нужно составить перечень того, чего не хватает учащимся, чтобы освоить на требуемом уровне содержание данной программы. Это может быть нехватка учебников, перегрузка, чрезмерно высокая наполняемость классов и др. После составления такого перечня процедура проблемного анализа завершается.

Чтобы двигаться по алгоритму, аналитики должны вначале определиться с тем, при каких условиях может достигаться желаемый результат. Иначе говоря, какой должна быть идеальная система: содержание, технология, ресурсы, управление. И каждый раз, оценивая используемые элементы системы, сравнивать их с идеальными, как с нормой.

Таким образом, сущность алгоритма анализа состоит:

в определении того, при каких условиях может быть получен положительный результат;

в оценке степени соответствия реального состояния анализируемого элемента системы требуемому;

в установлении недостатков реального состояния анализируемых элементов системы;

в выявлении наиболее существенных недостатков, тех, которые в большей степени влияют на отрицательные результаты.

После завершения анализа рекомендуется обобщить его результаты и определить, какие элементы системы нуждаются в изменениях.

Далее следует обобщить результаты анализа и оценить степень необходимых изменений каждого компонента педагогической системы, например, по следующей шкале:

изменения не требуются;

требуются небольшие изменения;

требуются умеренные изменения;

требуются большие изменения;

требуются очень большие изменения.

Обобщенные выводы анализа для наглядности могут быть представлены в виде таблицы (см. табл.1).

Таблица 1. Определение направлений и глубины изменений в образовательных системах

Перечень элементов системы образования

0

1

2

3

4

1. Педагогическая система образовательных учреждений

1.1 Содержание основного процесса

1.2 Методы реализации основного процесса

1.3 Организация основного процесса

1.4 Время протекания основного процесса

2. Ресурсы

2.1 Кадровый потенциал (наличие и квалификация кадров)

2.2 Мотивация (сила и направленность)

2.3 Научно-методические условия

2.4 Нормативно-правовые условия.

2.5 Материально-технические условия и оборудование

2.6 Финансовые условия

3. Обеспечивающие процессы

3.1 Питание школьников

3.2 Психологическое сопровождение

3.3 Медицинское обслуживание

3.4 Кадровое обеспечение

3.5 Повышение квалификации кадров 3.6. Мотивационная среда работы сотрудников

3.7. Социальная защищенность кадров

3.8. Информирование сотрудников

3.9. Программно-методическое обеспечение

3.10. Материально-техническое обеспечение

3.11 Оборудование учреждений

3.12. Финансирование учреждений образования

4. Управление учреждением образования со стороны руководителей

4.1 Методы планирования функционирования и развития

4.2 Организационная структура управления

4.3 Система контроля

4.4 Система оценки, аттестации и вознаграждения кадров

4.5 Стиль руководства

4.6 Организационная культура

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Создание государственной системы образования
Вклад в развитие педагогики И.И.Бецкого, Ф.И.Янковича, И.И.Новикова. В эпоху правления Екатерины II предпринимается попытка создания государственной системы образования и изменения постановки учебно-воспитательной работы в существующих учреждениях образования. Активное участие в этом деле принимал ...

Специальные термины и определения по дизайну и изобразительному искусству
Абстракция – а) мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов и явлений для выделения существенных их признаков; б) отвлечённое понятие, теоретическое обобщение опыта. Абстракционизм – в изобразительном искусстве XX в.: направление, последователи которого из ...

Мировоззрение как основа структуры личности
Принято различать, помимо научного, мировоззрение, в частности, религиозное и житейское и наибольшее разнообразие наблюдается в области житейского (обыденного) мировоззрения, где оно порождается различием социально – экономических и культурно – психологических особенностей проживания людей, различи ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru