По данным О.М. Дьяченко, дети с "познавательным воображением более успешно планируют свою деятельность и более самостоятельны при выполнении задания. Ребёнок с "эмоциональным" воображением действует более беспорядочно и нуждается в эмоциональной поддержке взрослого, чаще обращается за помощью. Такие дети более зависимы от взрослых в регуляции и оценке их собственной деятельности (хотя задания могут выполнять на высоком уровне). В связи с этим полагаем, что у детей, у которых доминирует " эмоциональное" воображение важно направлять на более чёткое планирование содержания, способов, последовательности воплощения образа. При анализе их работ, отмечая выразительность и оригинальность, связывать это со способами изображения, качеством планирования. Нужно выражать уверенность в возможностях ребёнка, восхищаться его настойчивостью, умением найти средства выражения.
В практике обучения дошкольников необходимо учитывать, что для детей с "познавательным" воображением цвет имеет меньшее значение как выразительное средство, чем для детей с "эмоциональным" воображением. Цвет изображаемого обычно соответствует реальности (О.М. Дьяченко).
Учитывая индивидуальные особенности детей, педагоги могут более целенаправленно строить работу по формированию творческих замыслов у дошкольников (особенно с "эмоциональным" воображением), организовывать индивидуальную работу с детьми в момент реализации ими замысла, стимулировать смелость, чувство уверенности в себе у детей, сосредоточенных на своих переживаниях. Нужно помнить, что эти дети нуждаются в особом подходе при оценке результатов их деятельности и при предъявлении заданий. Соотношение ожидаемых ими оценок со стороны окружающих, самооценка и уровень притязаний у них специфичны. У этих детей отмечается рассогласование между самооценкой и уровнем притязаний. Самооценка может быть высокой - а задание такой ребёнок выбирает более лёгкое. Это говорит о том, что ребёнок сомневается в своих возможностях, но хочет считать себя самостоятельным, умеющим, знающим. Педагогу следует учитывать, что самооценки у таких детей могут быть как завышенными, так и завышенными.
В работе с детьми с превалирующим "познавательным" воображением следует больше стимулировать поиск своеобразия, оригинальности содержания и способов воплощения образа, обращать на это внимание при анализе работ. Нужно радоваться оригинальности, своеобразию поделки ребёнка с "познавательным" воображением.
Следует учесть и предложение психолога о временном характере превалирования того или иного вида воображения у ребёнка. "Познавательное" воображение может смениться на "эмоциональное", если ребёнок находится в ситуации, связанной с эмоциональными трудностями. Воображение становится гибким, если ребёнок получает задание, в котором стимулируется "познавательное" или "эмоциональное" воображение. Такая чёткая дифференциация в позиции педагога, конечно, относительна, речь идёт об акцептах, доминирующих тенденциях, действительно, реализующих индивидуальный подход во взаимодействии педагога с разными детьми.
Итак, анализ специфики психических процессов, проявляющихся и составляющих деятельность ребёнка, а также взаимосвязь их с некоторыми особенностями личности дошкольника дают нам ответ на вопрос, почему ребёнок проявляет себя таким образом в процессе и в результатах деятельности.
Таким образом, мы выяснили, что воображение носит непроизвольный характер в дошкольном детстве, зависит от интереса детей к виду деятельности, от произведённого на ребёнка эмоционального впечатления. Однако, воображение, как и любая форма психического отражения действительности должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему раскрытию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность.
Похожие статьи:
Особенности школьной дезадаптации на
первом году обучения
Станет ли школа для ребенка вторым домом? Будет ли он ходить в этот дом с радостью? Свяжет ли все значимое для него в настоящем со школой? Останется ли она в будущем для него опорой в самых больших свершениях и открытиях или вызовет боязнь, хроническую тревогу, озабоченность, неудовлетворенность, у ...
Группа дезадаптированных детей с хорошим уровнем интеллекта
Среднее арифметическое – 14 Среднее квадратичное отклонение s=2,58 min значение – 11 max значение – 18 Коэффициент вариации – 18%, что говорит о средней выраженности неоднородности выборки в проявлении данного признака во второй группе детей с хорошим уровнем интеллекта. Индивидуальные значения (mi ...
Специфика трудового воспитания младших школьников
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия. Поэтому цель школьного труд ...