Образование: статьи и материалы » Развитие воображения у старших дошкольников посредством природного материала на занятиях кружка "Природа и фантазия" » Развитие воображения в дошкольном возрасте

Развитие воображения в дошкольном возрасте

Страница 5

По данным О.М. Дьяченко, дети с "познавательным воображением более успешно планируют свою деятельность и более самостоятельны при выполнении задания. Ребёнок с "эмоциональным" воображением действует более беспорядочно и нуждается в эмоциональной поддержке взрослого, чаще обращается за помощью. Такие дети более зависимы от взрослых в регуляции и оценке их собственной деятельности (хотя задания могут выполнять на высоком уровне). В связи с этим полагаем, что у детей, у которых доминирует " эмоциональное" воображение важно направлять на более чёткое планирование содержания, способов, последовательности воплощения образа. При анализе их работ, отмечая выразительность и оригинальность, связывать это со способами изображения, качеством планирования. Нужно выражать уверенность в возможностях ребёнка, восхищаться его настойчивостью, умением найти средства выражения.

В практике обучения дошкольников необходимо учитывать, что для детей с "познавательным" воображением цвет имеет меньшее значение как выразительное средство, чем для детей с "эмоциональным" воображением. Цвет изображаемого обычно соответствует реальности (О.М. Дьяченко).

Учитывая индивидуальные особенности детей, педагоги могут более целенаправленно строить работу по формированию творческих замыслов у дошкольников (особенно с "эмоциональным" воображением), организовывать индивидуальную работу с детьми в момент реализации ими замысла, стимулировать смелость, чувство уверенности в себе у детей, сосредоточенных на своих переживаниях. Нужно помнить, что эти дети нуждаются в особом подходе при оценке результатов их деятельности и при предъявлении заданий. Соотношение ожидаемых ими оценок со стороны окружающих, самооценка и уровень притязаний у них специфичны. У этих детей отмечается рассогласование между самооценкой и уровнем притязаний. Самооценка может быть высокой - а задание такой ребёнок выбирает более лёгкое. Это говорит о том, что ребёнок сомневается в своих возможностях, но хочет считать себя самостоятельным, умеющим, знающим. Педагогу следует учитывать, что самооценки у таких детей могут быть как завышенными, так и завышенными.

В работе с детьми с превалирующим "познавательным" воображением следует больше стимулировать поиск своеобразия, оригинальности содержания и способов воплощения образа, обращать на это внимание при анализе работ. Нужно радоваться оригинальности, своеобразию поделки ребёнка с "познавательным" воображением.

Следует учесть и предложение психолога о временном характере превалирования того или иного вида воображения у ребёнка. "Познавательное" воображение может смениться на "эмоциональное", если ребёнок находится в ситуации, связанной с эмоциональными трудностями. Воображение становится гибким, если ребёнок получает задание, в котором стимулируется "познавательное" или "эмоциональное" воображение. Такая чёткая дифференциация в позиции педагога, конечно, относительна, речь идёт об акцептах, доминирующих тенденциях, действительно, реализующих индивидуальный подход во взаимодействии педагога с разными детьми.

Итак, анализ специфики психических процессов, проявляющихся и составляющих деятельность ребёнка, а также взаимосвязь их с некоторыми особенностями личности дошкольника дают нам ответ на вопрос, почему ребёнок проявляет себя таким образом в процессе и в результатах деятельности.

Таким образом, мы выяснили, что воображение носит непроизвольный характер в дошкольном детстве, зависит от интереса детей к виду деятельности, от произведённого на ребёнка эмоционального впечатления. Однако, воображение, как и любая форма психического отражения действительности должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему раскрытию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Похожие статьи:

Методика Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта
Ниже Вам будут предложены высказывания, которые, так или иначе, отражают различные стороны Вашей жизни. Пожалуйста, отметьте звёздочкой или любым другим знаком тот столбец с соответствующим баллом справа, который больше всего отражает степень Вашего согласия с высказыванием. Обозначение баллов: Пол ...

Экспериментальное обучение английскому языку с использованием наглядности на уроках в средней школе
Экспериментальное обучение нами было проведено в русле новых, нетрадиционных методов формирования речевых умений, которые и составляют актуальность нашей работы. В эксперименте были задействованы 2 группы: контрольная и собственно экспериментальная, в составе семи учеников каждая. Он состоял из пят ...

Формирование познавательных интересов в обучении
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности студента, развивается и формируется в деятельности, и, прежде всего в учении. Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предме ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru