По данным О.М. Дьяченко, дети с "познавательным воображением более успешно планируют свою деятельность и более самостоятельны при выполнении задания. Ребёнок с "эмоциональным" воображением действует более беспорядочно и нуждается в эмоциональной поддержке взрослого, чаще обращается за помощью. Такие дети более зависимы от взрослых в регуляции и оценке их собственной деятельности (хотя задания могут выполнять на высоком уровне). В связи с этим полагаем, что у детей, у которых доминирует " эмоциональное" воображение важно направлять на более чёткое планирование содержания, способов, последовательности воплощения образа. При анализе их работ, отмечая выразительность и оригинальность, связывать это со способами изображения, качеством планирования. Нужно выражать уверенность в возможностях ребёнка, восхищаться его настойчивостью, умением найти средства выражения.
В практике обучения дошкольников необходимо учитывать, что для детей с "познавательным" воображением цвет имеет меньшее значение как выразительное средство, чем для детей с "эмоциональным" воображением. Цвет изображаемого обычно соответствует реальности (О.М. Дьяченко).
Учитывая индивидуальные особенности детей, педагоги могут более целенаправленно строить работу по формированию творческих замыслов у дошкольников (особенно с "эмоциональным" воображением), организовывать индивидуальную работу с детьми в момент реализации ими замысла, стимулировать смелость, чувство уверенности в себе у детей, сосредоточенных на своих переживаниях. Нужно помнить, что эти дети нуждаются в особом подходе при оценке результатов их деятельности и при предъявлении заданий. Соотношение ожидаемых ими оценок со стороны окружающих, самооценка и уровень притязаний у них специфичны. У этих детей отмечается рассогласование между самооценкой и уровнем притязаний. Самооценка может быть высокой - а задание такой ребёнок выбирает более лёгкое. Это говорит о том, что ребёнок сомневается в своих возможностях, но хочет считать себя самостоятельным, умеющим, знающим. Педагогу следует учитывать, что самооценки у таких детей могут быть как завышенными, так и завышенными.
В работе с детьми с превалирующим "познавательным" воображением следует больше стимулировать поиск своеобразия, оригинальности содержания и способов воплощения образа, обращать на это внимание при анализе работ. Нужно радоваться оригинальности, своеобразию поделки ребёнка с "познавательным" воображением.
Следует учесть и предложение психолога о временном характере превалирования того или иного вида воображения у ребёнка. "Познавательное" воображение может смениться на "эмоциональное", если ребёнок находится в ситуации, связанной с эмоциональными трудностями. Воображение становится гибким, если ребёнок получает задание, в котором стимулируется "познавательное" или "эмоциональное" воображение. Такая чёткая дифференциация в позиции педагога, конечно, относительна, речь идёт об акцептах, доминирующих тенденциях, действительно, реализующих индивидуальный подход во взаимодействии педагога с разными детьми.
Итак, анализ специфики психических процессов, проявляющихся и составляющих деятельность ребёнка, а также взаимосвязь их с некоторыми особенностями личности дошкольника дают нам ответ на вопрос, почему ребёнок проявляет себя таким образом в процессе и в результатах деятельности.
Таким образом, мы выяснили, что воображение носит непроизвольный характер в дошкольном детстве, зависит от интереса детей к виду деятельности, от произведённого на ребёнка эмоционального впечатления. Однако, воображение, как и любая форма психического отражения действительности должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему раскрытию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность.
Похожие статьи:
Профессиограмма «товаровед непродовольственных товаров»
Содержание деятельности: оценка качества товаров, их соответствие ГОСТу и ценам производителя. Виды деятельности: маркетинговая, товарно-экспертная, торгово-закупочная, внешнеторговая, организационно-коммерческая, торгово-экономическая, аналитическая, исследовательская. Профессиональные функции: кв ...
Формирование логического мышления младших школьников на уроках математики по учебно-методическому комплекту "Начальная школа XXI века"
Формирование логического мышления младших школьников - важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы. Мышление ребёнка в той или иной ме ...
Особенности психического развития и социализации детей, воспитывающихся в
детском доме
Приведенный выше материал позволяет переходить к более подробной аналитике особенностей развития детей, получающих образование в специализированных учреждениях, об образовании детей – сирот, а также к анализу педагогических средств и средств социализации, которые этим детям необходимы. Начнем анали ...