Образование: статьи и материалы » Развитие воображения у старших дошкольников посредством природного материала на занятиях кружка "Природа и фантазия" » Развитие воображения в дошкольном возрасте

Развитие воображения в дошкольном возрасте

Страница 5

По данным О.М. Дьяченко, дети с "познавательным воображением более успешно планируют свою деятельность и более самостоятельны при выполнении задания. Ребёнок с "эмоциональным" воображением действует более беспорядочно и нуждается в эмоциональной поддержке взрослого, чаще обращается за помощью. Такие дети более зависимы от взрослых в регуляции и оценке их собственной деятельности (хотя задания могут выполнять на высоком уровне). В связи с этим полагаем, что у детей, у которых доминирует " эмоциональное" воображение важно направлять на более чёткое планирование содержания, способов, последовательности воплощения образа. При анализе их работ, отмечая выразительность и оригинальность, связывать это со способами изображения, качеством планирования. Нужно выражать уверенность в возможностях ребёнка, восхищаться его настойчивостью, умением найти средства выражения.

В практике обучения дошкольников необходимо учитывать, что для детей с "познавательным" воображением цвет имеет меньшее значение как выразительное средство, чем для детей с "эмоциональным" воображением. Цвет изображаемого обычно соответствует реальности (О.М. Дьяченко).

Учитывая индивидуальные особенности детей, педагоги могут более целенаправленно строить работу по формированию творческих замыслов у дошкольников (особенно с "эмоциональным" воображением), организовывать индивидуальную работу с детьми в момент реализации ими замысла, стимулировать смелость, чувство уверенности в себе у детей, сосредоточенных на своих переживаниях. Нужно помнить, что эти дети нуждаются в особом подходе при оценке результатов их деятельности и при предъявлении заданий. Соотношение ожидаемых ими оценок со стороны окружающих, самооценка и уровень притязаний у них специфичны. У этих детей отмечается рассогласование между самооценкой и уровнем притязаний. Самооценка может быть высокой - а задание такой ребёнок выбирает более лёгкое. Это говорит о том, что ребёнок сомневается в своих возможностях, но хочет считать себя самостоятельным, умеющим, знающим. Педагогу следует учитывать, что самооценки у таких детей могут быть как завышенными, так и завышенными.

В работе с детьми с превалирующим "познавательным" воображением следует больше стимулировать поиск своеобразия, оригинальности содержания и способов воплощения образа, обращать на это внимание при анализе работ. Нужно радоваться оригинальности, своеобразию поделки ребёнка с "познавательным" воображением.

Следует учесть и предложение психолога о временном характере превалирования того или иного вида воображения у ребёнка. "Познавательное" воображение может смениться на "эмоциональное", если ребёнок находится в ситуации, связанной с эмоциональными трудностями. Воображение становится гибким, если ребёнок получает задание, в котором стимулируется "познавательное" или "эмоциональное" воображение. Такая чёткая дифференциация в позиции педагога, конечно, относительна, речь идёт об акцептах, доминирующих тенденциях, действительно, реализующих индивидуальный подход во взаимодействии педагога с разными детьми.

Итак, анализ специфики психических процессов, проявляющихся и составляющих деятельность ребёнка, а также взаимосвязь их с некоторыми особенностями личности дошкольника дают нам ответ на вопрос, почему ребёнок проявляет себя таким образом в процессе и в результатах деятельности.

Таким образом, мы выяснили, что воображение носит непроизвольный характер в дошкольном детстве, зависит от интереса детей к виду деятельности, от произведённого на ребёнка эмоционального впечатления. Однако, воображение, как и любая форма психического отражения действительности должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему раскрытию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Похожие статьи:

Красночикойский профессиональный лицей № 22
Красночикойский профессиональный лицей №22 реорганизован из СПТУ в Лицей приказом Министра образования 18 августа 1990 года. Лицензии на право ведения образовательной деятельности в сфере профессионального образования от 24 января 2000 года за №А549066 (НПО), от 19 июня 1999 г. №3933 (СПО) Красночи ...

История развития школьного образования
Шко́ла (от греч. σχολή, scholē) — учебное заведение (иначе — образовательное учреждение) начального, основного и полного среднего образования. В русском языке наименование «школа» относится также и иногда к высшему профессиональному образовательному учреждению (на ...

Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения
Процесс обучения учащихся в школе протекает под руководством учителя. Назначение его деятельности в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Управление процессом обучения предполагает прохождение определённых этапов в соответствии с заданной структурой педагогическо ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru