Образование: статьи и материалы » Развитие воображения у старших дошкольников посредством природного материала на занятиях кружка "Природа и фантазия" » Развитие воображения в дошкольном возрасте

Развитие воображения в дошкольном возрасте

Страница 4

Уже выявили, что показатель оригинальности выше у детей с "эмоциональным", чем у детей с "познавательным" воображением, причём во всех возрастных группах. Эти данные свидетельствуют о зависимости творческих проявлений от личностных особенностей детей и дают педагогу возможность дифференцированно подходить к формированию деятельности и развитию ребёнка с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.

Как показали исследования О.М. Дьяченко, уровень оригинальности детской продукции выше в младшей и в подготовительной группах, а в средней и в старшей несколько снижается. В младшей группе это связано с отсутствием взаимовлияния детей (из-за отсутствия совместной деятельности). В подготовительной группе оригинальность продуктов детского воображения (поделок, рисунков) можно объяснить рядом причин: ребёнок к 7 годам освоил нормы, правила, ценности жизни взрослых. Поэтому произошли изменения в его мотивационно - потребностной сфере личности, а именно: появилось основное психологическое новообразование, характерное для этого возраста, - стремление к социально значимой, социально оцениваемой деятельности. Применительно к нашей теме исследования этот мотив конкретизируется в стремлении ребёнка создать образ, который поняли бы и приняли дети и взрослые, т.е. выразительный, интересный, оказывающий эмоциональное воздействие на других людей. Это одна из причин появления оригинальных образов. При наличии такого общественно направленного мотива важно, чтобы у ребёнка была развита и операционно-техническая сторона деятельности, т.е. был сформирован соответствующий опыт. Как правило, к 7 годам у ребёнка есть определённый опыт. При наличии же обобщённых, а значит, гибких, вариативных умений ребёнку легче реализовать любые, в том числе оригинальные, замыслы. Это ещё одна причина созданий семилетками оригинальных образов.

Безусловно, один из важнейших факторов успехов 7-летнего ребёнка в поиске адекватных средств создания образа является разумное обучение с 4 до 6 лет. В этот период "стабильного" (не кризисного) развития дети ориентированы в основном на усвоение норм, правил, образов деятельности, взаимоотношений взрослых. Их склонность к подражанию используется и в организованном обучении. В этот период развивается операционно-техническая сторона деятельности как одно из условий создания оригинальных образов в 7-летнем возрасте. Поэтому определённая потеря оригинальности в работах детей средней, старшей групп по сравнению с младшей и подготовительной как бы закономерна, объяснима (хотя тенденция эта не абсолютная, а относительная).

Безусловно, что в любом возрасте создание оригинальных образов возможно при наличии свободы, поощрения смелости, отсутствия жёстких регламентируемых оценок, тогда ребёнок смело варьирует свой опыт, экспериментирует, находит новое в темах, замыслах, способах исполнения.

Как показали исследования О.М. Дьяченко, наибольшее количество детей с "эмоциональным" воображением относится к младшему дошкольному возрасту, в средней и старшей группах их число уменьшается и вновь возрастает в подготовительной группе. Этот факт исследователи связывают с кризисом 3 и 7 лет, когда у детей отмечается повышенная эмоциональная и личностная перестройка. В 3-летнем возрасте малыш, освоив многие способы действия с предметами, становится по отношению ко взрослым в позицию "Я сам". Идёт процесс интенсивного осознания своего "Я", противопоставление себя миру взрослых. Это связано с повышенной эмоциональностью, стремлением к свободе. А ребёнок 7 лет, осваивая нормы, правила, ценности жизни взрослых, не имеет возможности применить их в реальной жизни и действовать, "как они". Этот период также связан с осознанием своего "Я", сменой позиции ребёнка к обществу, стремлением самоутвердиться, и отличается повышенной эмоциональностью. Следовательно, в работе с детьми младшей и подготовительной групп надо быть особенно чуткими к переживаниям детей, щадить их самолюбие, предоставлять больше свободы для самовыражения, осторожнее относиться к оценке поделки, в которой ребёнок может не столько изображать, сколько обозначать своё состояние, настроение, желание.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Использование наглядности при формировании лексических навыков говорения
На начальном этапе обучения иностранному языку наглядность особенно необходима. "Детская природа требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти ему неизвестным словам, и он будет напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребенок усвоит их на лету" (В ...

Авторская технология создания УМК "Компьютерная графика"
Разработка электронных учебно-методических комплексов в среде мультимедиа является длительным и дорогостоящим процессом, поэтому важно хорошо представлять себе все основные этапы создания компьютерного учебного курса и возможные принимаемые на каждом этапе разработки решения. На предварительном эта ...

Последствия неэффективного взаимодействия педагога с учащимися
Самая распространенная и типичная ошибка учителей – неумение разглядеть глубинные свойства, ядро личности старшеклассника, оценка его по каким-то усредненным, формальным и внешним показателям, таким, как внешняя дисциплинированность и учебная успеваемость. Успеваемость мало говорит о характере юнош ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru