Образование: статьи и материалы » Развитие воображения у старших дошкольников посредством природного материала на занятиях кружка "Природа и фантазия" » Развитие воображения в дошкольном возрасте

Развитие воображения в дошкольном возрасте

Страница 1

Личность ребёнка возникает в дошкольном возрасте - после 3 лет, когда дошкольник становится субъектом сознательной деятельности. Возникновение личности ребёнка связано, прежде всего с тем, что именно в дошкольном возрасте у ребёнка интенсивно развивается воображение как основа творчества, созидания нового. В.В. Давыдов подчёркивал, что основные этапы становления личности ребёнка неотделимы от развития его творческих возможностей и, следовательно, от развития его воображения.

Согласно периодизации психического развития, предложенной Л.С. Выготским, центральным психологическим новообразованием дошкольного возраста является воображение. Именно новообразование задаёт для ребёнка социальную ситуацию развития, которая "определяет целиком и полностью тебе формы и тот путь, следуя по которому ребёнок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным".

В работах Л.С. Выготского раскрыты основополагающие характеристики воображения вообще и детского в частности.

Непреходящее значение имеют замечание учёного о том, что детское воображение развивается относительно независимо от рассудка и потому недостаточно контролируется ребёнком. О бедности детского воображения и одновременной яркости, большом влиянии его на "неокрепшую душу ребёнка", говорил ещё К.Д. Ушинский. Л.С. Выготский также отмечал, что образы воображения строятся из элементов, взятых из действительности, из опыта человека. Поскольку опыт ребёнка мал, поэтому детское воображение беднее, чем у взрослого. В то же время он отмечал и объяснял яркость, свежесть, эмоциональную насыщенность образов воображения у детей и большое доверие ребёнка к продуктам своего воображения.

Сравнивая детское воображение с воображением взрослых, он подчёркивал, что не только материал для образов у детей беднее, но и качество, и разнообразие комбинаций уступают комбинациям взрослого. Говоря о специфике механизмов детского воображения, Выготский Л.С. отмечал, что выполнение комбинаторных действий при создании образа происходит во внешнем плане. Он также отметил такое качество образов детского воображения, как субъективность. Л.С. Выготский выделил два типа воображения: пластическое (объективное) и эмоциональное (субъективное). В первом образы строятся главным образом из материалов внешних впечатлений, а эмоциональное - из элементов, взятых изнутри. В связи с этим интересны и важны для понимания детского творчества рассуждения Выготского Л.С. о динамике воображения. Он говорит, что воображение развивается у человека всю жизнь. Но, в кризисные, переходные периоды, в частности в детстве, происходит "глубокое преобразование воображения: постепенно из субъективного оно превращается в объективное".

Надо полагать, что именно поэтому к концу дошкольного возраста ребёнок хочет и может изобразить что-то доступное пониманию другими людьми. Всё это можно объяснить взаимосвязанным развитием личности и интеллекта ребёнка, а также воображения, чувств, восприятия, сознания.

В исследованиях современных психологов раскрываются новые аспекты воображения.

Психологи и педагоги признают, что именно в художественной деятельности и в игре происходит в первую очередь развитие воображения. Оно проявляется в придумывании, а затем в реализации замысла.

Большой интерес вызывают современные позиции учёных в понимании истоков воображения. Так, развитие воображения в онтогенезе В.В. Давыдов рассматривал в связи с положением о генетической связи воображения и восприятия предметов, выдвинутым известным философом Э.В. Ильенковым. C момента рождения процесс восприятия ребёнка опосредован взрослым. Содержание и способы сенсорного познания ребёнка изначально опосредуются взрослыми: подбором предметов, целенаправленным расположением их, стимулированием актов хватания и совместной предметной деятельностью.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Роль семьи в воспитании детей
«Дети – живые цветы земли» – так поэтично выразил глубокую мысль А. М. Горький. А выращивают эти цветы, прежде всего в семье: родители самой природой предназначены и обществом уполномочены быть первыми воспитателями своих детей. Именно они вместе с детским садом помогают детям набраться сил и ума, ...

Современные подходы к интегрированному обучению
Интегрированное обучение и воспитание – это организация специального образования, при котором обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляется в учреждениях образования общего типа. Оно направлено не на сегретацию (изоляцию) одной части общества от другой, а на кон ...

Составляющие воспитательного процесса в вузе
1) Педагогическая парадигма. Концепция педагогической парадигмы состоит в том, чтобы воспитать человека под влиянием принуждения, или как еще говорят – методом “кнута и пряника”. Основа воспитания в этой парадигме — власть воспитателя (педагога или родителя) над воспитанником. Соответственно воспит ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru