Одним из наиболее существенных резервов дальнейшего повышения эффективности современной методики тренировки, безусловно, является улучшение качества управления тренировочным процессом. Из всего многообразия проблем управления существенно важной является проблема оценки состояния спортсмена. Индивидуализация режима тренировки должна осуществляться на основе комплексного педагогического контроля, в содержание которого входит контроль за: тренировочными нагрузками; текущим состоянием; технико-тактической подготовленностью; снижением веса. Центральное место в педагогической оценке занимает контроль за состоянием спортсмена, в данном случае за текущим состоянием, на основе которого происходит управление режимом тренировочных нагрузок. Комплексный контроль осуществляется на всех этапах подготовки дзюдоиста. Его специфика зависит от уровня квалификации спортсмена и этапа подготовки последнего к соревнованиям. Контроль физической и технической подготовленности является составной частью системы подготовки начинающих дзюдоистов и осуществляется не реже двух раз на протяжении года. Его цель – оптимизация процесса подготовки, которая реализуется путем решения разных задач. Среди основных – комплексное медицинское обследование и контроль подготовки учеников.
Таблица 1 Оценка уровня подготовленности начинающих самбистов
№ |
Тест |
Методические указания |
Физическая подготовка | ||
Скоростные качества | ||
1. |
Бег 30 метров, секунды |
С высокого старта |
2. |
Броски на протяжении 10 секунд, количество раз |
Стандартный приём, с партнером без сопротивления |
3. |
5 бросков, секунды |
Темп максимальный |
Силовые качества | ||
1. |
Прыжок в длину, сантиметры |
С места |
2. |
Удержание ног в положении угла 900, секунды |
В висе на перекладине (кольцах, гимнастической стенке) |
3. |
Прыжок в высоту, сантиметры |
С места |
4. |
Подтягивание на перекладине (кольцах), количество раз |
До уровня подбородка |
5. |
Борьба за владение мячом, количество раз |
Стоя на коленях, по сигналу тренера |
6. |
Кистевая динамометрия, килограммы |
Максимальное усилие левой и правой рук |
Выносливость | ||
1. |
Бег 400 метров, минуты, секунды |
На стадионе или по месту (в лесу) |
2. |
Броски манекена 2 минуты, количество раз |
Тренер определяет стандартный прием |
3. |
Броски партнера 3 минуты, количество раз |
Тренер определяет стандартный прием |
Гибкость | ||
1. |
Гимнастический мост |
На ковре |
2. |
Борцовский мост |
На ковре |
3. |
Наклон вперед |
Стоя на ковре |
4. |
Наклон вперед |
Стоя на гимнастической скамье |
5. |
Подъем ноги (пятки) к голове (за голову) |
Сидя на ковре, с захватом ступни (левой, правой ноги) руками посередине |
Координационные способности | ||
1. |
Комплекс упражнений |
Общего и вспомогательного характера (10-12), составляются тренером, выполняются вместе |
2. |
Имитация технико-тактических действий (комбинаций), секунды |
Тренером составляются 2-3 комбинации (стандартные) с двумя-тремя технико-тактическими действиями |
3. |
Эстафета с элементами технико-тактических действий, секунды |
Тренер использует в эстафетах кроме бега, прыжков, бросков элементы технико-тактических действий (имитация) или выполнение их на спарринг-партнерах (без сопротивления) |
Техническая подготовленность | ||
1. |
Выполнение отдельных технико-тактических приемов |
Стоя на месте и в движении по ковру без сопротивления |
2. |
Выполнение отдельных технико-тактических комплексов (2-3 приема), секунды |
Стоя на месте и в движении по ковру без сопротивления |
3. |
Выполнение отдельных приемов (имитация) |
Стоя на месте и в движении по ковру (с воображаемым партнером) |
4. |
Выполнение отдельных технико-тактических комплексов (2-3 приема), секунды |
Стоя на месте и в движении по ковру (с воображаемым партнером) |
5. |
Выполнение отдельных элементов технико-тактических действий |
Стоя на месте и в движении по ковру без сопротивления |
6. |
Выполнение отдельных технико-тактических приемов (имитация с резиновым бинтом) |
Стоя возле гимнастической стенки (с воображаемым партнером) |
7. |
Выполнение комплекса специально-подготовительных (подводящих) упражнений (10-12) |
Комплексы подбираются тренером к основным технико-тактическим приемам. Подводящие упражнения должны соответствовать приему по форме, структуре и механизму воздействия на организм. |
Похожие статьи:
Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
Развитие музыкального восприятия детей дошкольного возраста, особенно в период от начала 4-го до конца 7-го года жизни, происходит в единстве и взаимодействии двух основных линий: собственно интонационного восприятия и осознания музыки и ее индивидуальной интерпретации, опосредованной жизненным и м ...
Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае
В основе богатых и своеобразных педагогических традиций Древнего Китая, как и других первых человеческих цивилизаций, лежит опыт семейно-общественного воспитания, уходящий корнями в первобытную эпоху. Жизнь в любой семье протекала под знаком сложившихся веками обычаев и представлений. Так, считалос ...
Изучение и описание опыта работы по патриотическому
воспитанию на примере ДОУ № 56 г. Калининград
В данном пункте представлены материалы, раскрывающие инновационный опыт работы детского сада с детьми дошкольного возраста по гражданско-патриотическому воспитанию, а также проектные и программные материалы по совершенствованию и развитию дошкольного образования. Особое внимание уделяется работе с ...