Поведение, которое не соответствует моральным нормам и требованиям общества, принято называть асоциальным. В отличие от аномального поведения девочек, характеристика которого связана с мозговой патологией, асоциальное поведение социально детерминировано, обусловлено влиянием отрицательной микросреды, ненормальными взаимоотношениями в семье, недостатками, ошибками семейного и школьного воспитания .
Практически все педагоги сталкиваются в работе с девочками-подростками с трудностями, которые вызваны особенностями их поведения: неадекватность поступков, склонность к конфликтам, эмоциональная неустойчивость, резкие колебания самооценки, аффективные вспышки, гиперактивность, эгоизм и многие другие. Уже одно это перечисление говорит о том, что воспитывать девочек-подростков нелегко. Еще труднее воспитывать девочек, у которых наблюдаются устойчивые отклонения от социально-культурных норм жизни и поведения, то есть тех, поведение которых можно назвать осложненным.
Известно, что акцентуации в ряде случаев сочетаются с отклоняющимся поведением, таким, как противоправные действия, суицидальное поведение, употребление наркотиков. В то же время поведение многих девочек-подростков с акцентуированным характером не является отклоняющимся. И, напротив, девиантное поведение могут демонстрировать и девочки в подростковом возрасте с не акцентуированным характером .
Помимо акцентуаций характера есть и другие особенности характера и поведения, которые в случае их игнорирования могут привести к возникновению девиантного поведения. Это такие качества как: эгоизм, гиперактивность, пассивность, депрессивность, лживость.
Так, например, такой термин как эгоизм, который употребляется в значении себялюбец, предпочитающий во всем свои личные интересы интересам других людей и общества выражается у девочек как: нарциссизм, синдром Клеопатры, эгоизм из-за отчужденности, эгоцентризм. Крайним выражением эгоизма является эгоцентризм. В этом случае в центр всей жизни девочка ставит свое индивидуальное "Я". В семье она требует, чтобы родители думали и заботились только о нем, жили только для него. Проявляется в отсутствии желания трудиться и учиться. Основными причинами появления лености у девочек являются, во-первых, отрицательное влияние окружающего социума или чрезвычайно заботливых родителей, а во-вторых, малая заинтересованность и недостаточная инициативность в вопросах повышения производительности своего труда.
Термин гиперактивность, применительно к девочкам-подросткам, обозначает чрезмерную невнимательность ребенка, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность, не соответствующая нормам. Однако результаты их активности невысоки. Многое начатое просто не доводится до конца.
Девочкам, которые не проявляют деятельности, безучастны, безразличны к окружающейй жизни, а также зависящие от деятельности другого, лишенные самостоятельности, присуще такое качество как пассивность. Основными причинами пассивности являются понижение интеллектуальной активности, расстройство физического здоровья, дефекты умственного развития. Психолог Л.С. Славина занималась исследованием интеллектуальной пассивности. Она выделила следующие особенности: недостаточная сформированность интеллектуальных умений и навыков, отрицательное отношение к интеллектуальной деятельности, отсутствие познавательного отношения к действительности. Пассивные девочки не любознательны, избегают напряженной умственной работы.
Проблемы с успеваемостью, и побеги из дому, попытки самоубийства, стремление исправить свое состояние с помощью алкоголя и наркотиков, конфликтность и агрессивность - могут быть связаны с таким состоянием у девочек, как депрессивность. Такое состояние связано с особенностями жизни девочек, взаимоотношениями в семье, со сверстниками и в школе. Но больше девочки в подростковом возрасте страдают из-за потери или ухудшения эмоциональных контактов с родителями. На втором месте неуспеваемость и ухудшение отношений со сверстниками.
Еще одной формой вербального или невербального поведения, заключающейся в намеренном искажении действительности ради достижения желаемой цели или стремления избежать нежелательных последствий является лживость. В тех случаях, когда лживость становится привычной формой поведения, она закрепляется и превращается в качество личности. Лживость может быть вызвана разными причинами. Это и боязнь наказания, стремление привлечь к себе внимание окружающих, желание скрыть неблаговидный поступок свой или товарища. Лживость, как правило, возникает в семьях, где слишком много запретов или где девочке предъявляются непосильные для нее требования.
Похожие статьи:
Методика "Оценка коммуникативных и организаторских склонностей"
Для оценки потенциальных возможностей личности, ее способностей на этапах первичной профконсультации тщательно анализируются данные анкеты оптанта, разделы, касающиеся успешности обучения, опыта и успехов во внеучебной и внешкольной деятельности, а также используется анкета для оценки коммуникативн ...
Управление многоуровневой профессиональной подготовкой специалистов и
организационно-педагогические условия его реализации
В Педагогическом энциклопедическом словаре «управление» трактуется как «элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности». ...
Требования к
знаниям и умениям учащихся по линии формализации и моделирования
Учащиеся должны знать: что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделью; какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические); что такое реляционная модель данных; основные элементы реляционной модели: запись, поле, ...