Образование: статьи и материалы » Профилактика девиантного поведения у девочек-подростков » Особенности девиантного поведения у девочек-подростков

Особенности девиантного поведения у девочек-подростков

Страница 4

Решающее значение приобретает в этом возрасте стремление найти свое место в обществе. Это стремление представляет собой ведущий мотив поведения девочек-подростков, для которых характерно развитие общественной активности, ярко выраженное желание играть определенную роль в коллективе. Все это как раз и способствует возникновению у нее желания понять, что представляет она сама, пробуждает ответственное, критическое отношение к себе и к другим людям. Потребность сопоставить качества других людей с чертами своей личности типична для данного периода.

Девочки постоянно пытаются испробовать, "чего она может добиться". Отсюда противопоставление себя другим, часто негативное. В результате ребенок нередко оскорбляет окружающих людей только потому, что хочет испытать собственную независимость. Но ведь негативизм, упрямство, желание настоять на своем есть не что иное, как своеобразные упражнения в познании своих возможностей. Этим и объясняется развивающийся у девочек-подростков повышенный интерес к другим людям, особенностям их поведения и характера. Постоянным сравнением себя с ними, примериванием их особенностей и качеств на себя она создает свое "я".

Усложняются отношения девочек со сверстниками. В этот период они испытывают особую потребность в дружеских отношениях с товарищами, где только и возможна система реального равенства. В то же время у них наблюдается тенденция выделиться среди окружающих, утвердить свое "я" .

Оценка своей личности, своих возможностей происходит и в отношениях подростка со взрослыми. У девочек этого возраста уже нет наивной веры в авторитет родителей и педагогов. Они смотрит на них критически, замечая противоречия между словом и делом, недостатки, ошибки взрослых, хотя исключительно дорожит общественным мнением и отношением к себе взрослых, стремясь выработать в себе такие черты, которые позволяли бы ему добиваться успехов в деятельности и улучшать взаимоотношения с другими людьми. Для нее крайне важно, как она выглядит в глазах окружающих, как они относятся к ее делам, и поступкам.

В подростковом возрасте формируются нравственные принципы, которыми девочки начинают руководствоваться в поведении, упорно их отстаивать. С развитием сознания, с ростом интереса к нравственным качествам людей и к их взаимоотношениям у нее возникают идеальные образы поведения. Нравственный идеал девочек-подростков - это исключительно эмоционально окрашенный образ, становящийся не только образцом для подражания, но своеобразным внутренним критерием самооценки, регулятором собственного поведения. Все это создает ту внутреннюю среду подростка, которая обеспечивает "возможность" стать самостоятельным и самому в большей или меньшей степени управлять своим развитием.

Девочки стремятся определить свое место в жизни, активно ищут идеал - "делать жизнь с кого?". В этом кроется одна из важнейших причин размышлений о взрослых людях, о качествах их личности, их отношениях к своим обязанностям, об их взаимоотношениях, оценок достоинств и недостатков взрослых. Они начинают оценивать других людей не только раньше, но и строже, требовательнее, чем самих себя. Правда, оценивают они людей зачастую по отдельным действиям, поступкам или качествам, перенося эту оценку на личность в целом. Более того, девочки порой оценивают поступки человека, не понимая их мотивов и целей, неумело обобщая недостатки взрослых и вынося скороспелые и максималистические суждения. В этом возрасте в качестве идеала начинают выступать и обобщенные образы как совокупность идеальных черт. Это связано с более критическим осознанием личности знакомых людей.

Личность девочек формируется не без трудностей, которые связаны не только с развитием самого ребенка, но и с отношениями к нему взрослых. В соответствии с уровнем психического и соматического развития девочки-подростки ожидают, что определенным образом изменится отношение к ним взрослых. Однако эти ожидания в большинстве случаев не оправдываются из-за неадекватных представлений взрослых о возрастных нормах. Отсюда нередко имеет место конфликт девочек и взрослых, являющийся, как правило, следствием неверных или неумело поставленных требований педагогов и родителей. Так, непонимание или недоучет взрослыми истинных мотивов поведения подростка, реагирование лишь на внешний результат или, что еще хуже, приписывание девочке не соответствующих действительности мотивов приводит к внутреннему сопротивлению воспитательным воздействиям, к отрицательной реакции на них. Это явление ряд психологов называют смысловым барьером (Л.И. Божович, Л.С. Славина), который появляется тогда, когда подросток не принимает требований взрослых, потому что эти требования, даже абсолютно правильные, не имеют для него подлинного смысла, а, возможно, имеют другой, противоположный смысл.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Диагностика задержки речевого развития и проявления невербальных средств общения
Диагностика задержки развития речи осуществляется для того, чтобы как можно раньше определить и откорректировать отклонения. Существуют возрастные нормативы, а также описаны возможные отклонения, помогающие ориентироваться при постановке диагнозов, связанных с нарушениями речевого развития. В педиа ...

Личность и авторитет учителя
Пространство личности имеет сложную структуру и множество измерений. Именно поэтому в психологической науке существует множество определений личности. В.М. Бехтерев утверждает, что «личность с объективной точки зрения есть не что иное, как самостоятельная особь со своим психическим укладом и с инди ...

Понятие эвристики и эвристического обучения
Эвристика (от греч. heurisko - нахожу) - методология научного исследования, а также методика обучения, основанная на открытии или догадке. 1) В Древней Греции - система обучения путем наводящих вопросов; 2) Совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскани ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru