Образование: статьи и материалы » Специфика деятельности социального педагога по развитию одаренности у детей в условиях образовательного учреждения » Анализ результатов реализации программы по развитию одаренности детей

Анализ результатов реализации программы по развитию одаренности детей

Страница 4

Одним из видных представителей этой эпохи был английский философ и педагог Джон Локк. Он выдвинул ряд теоретических положений, которые легли в фундамент идеологии Просвещения. Основные из них:

не существует врожденных идей, процесс познания возникает в опыте и на основе опыта;

разум человека с самого начала представляет собой «чистую доску» («tabula rasa»); нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в чувствах.

Используемый Локком термин «чистая доска» был предложен еще Аристотелем, но в сознании педагогов и психологов нашего времени он прочно связан с философией эпохи Просвещения. Именно в это время он приобрел современное звучание. Дж. Локк, а вслед за ним многие его современники и последователи считали, что до соприкосновения с материальным миром человеческая душа - «белая бумага, без всяких знаков и идей». Тезисы Джона Локка стали основой нашего исследования

Проведенное исследование убедительно свидетельствует, что познавательное развитие опирается на развитие как интеллектуального, так и творческого потенциала учащихся. Оно показывает, что учащиеся, выделяющиеся высокими возможностями в решении задач на абстрактном, наглядном материале, нуждаются в поддержке и развитии их познавательных интересов. В младшем школьном возрасте у таких учащихся есть все предпосылки для реализации их интеллектуального потенциала в творческом познании окружающего мира, если помочь им преодолеть ограниченность их кругозора. К подростковому возрасту ограниченность познаний приводит к сужению интересов в резкой диспропорции в возможностях реализации учащимися своего интеллектуального потенциала.

Творческое развитие стимулирует поисково-исследовательскую активность, независимое и свободное от стереотипов мышление, легкость и гибкость в оперировании как новой информацией, так и имеющимися знаниями. Открытость новому усиливает возможности к усвоению знаний, приводит к формированию более широких понятий. Недостаточное развитие творческого потенциала учащихся, и в особенности недостаточный опыт творческой деятельности, ведут к ограниченному проявлению самостоятельной активности учащихся, более жесткой их привязанности к рамкам, накладываемым ранее усвоенными знаниями, и соответственно, к более медленному и узкому развитию познавательных структур, формирующихся в их опыте. Творческое развитие в сопоставлении с развитием интеллекта и специальных способностей учащихся школ не было до сих пор предметом многостороннего исследования, хотя необходимость углубленного изучения этой проблемы не вызывает сомнений. Разработка данной проблемы поможет лучше понять природу одаренности, полнее раскрыть механизмы его развития в условиях специального обучения, разработать методы и приемы обучения, учитывающие индивидуальные особенности развития каждого одаренного ребенка.

Все вышесказанное обусловливает актуальность изучения интеллектуального и творческого развития учащихся школ.

1. Творчество составляет центральное звено и психолого-педагогический механизм развития одаренных детей и учащихся, проявляющийся в креативности, успешности учения, типах и уровнях интеллекта (Я.А. Пономарев, А.М. Матюшкин).

2. Принципиальное значение для развития одаренности имеет обучающая среда, которая предлагается в системе школьного обучения. Динамика развития одаренности зависит от программ и методов обучения, от особенностей личности учителя.

3. Общая одаренность и специальные способности развиваются в определенном единстве. Общая одаренность является основой для развития специальных способностей и в процессе обучения реализуется в них (С.Л. Рубинштейн, Б.И. Теплов).

4. Творческие способности рассматриваются как сложное образование, включающее не только тип и уровень интеллекта, но и личностные особенности. При этом особое значение имеют эмоциональные и мотивационные характеристики индивида, система его ценностей, Я-концепция в целом.

Страницы: 1 2 3 4 


Похожие статьи:

Характеристика и классификация общеразвивающих упражнений
Для общеразвивающих упражнений характеристика, что в каждом из них согласуется динамичная работа одних мышц и статическая нагрузка на другие. Этим обеспечивается избирательность воздействия на конкретные части тела. Упражнения состоят из элементов, которые могут выполняться отдельно. Поэтому можно ...

Развитие индивидуальности младшего школьника на уроках художественно-эстетического цикла
В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Предметные, ролевые игры и игры по правилам дают ребенку материал для развития воображения, который совершенствуется в процессе восприятия детских ...

Использование юмористических произведений изобразительного искусства в образовательном процессе детского сада
В процессе занятий по изобразительному искусству в дошкольных общеобразовательных учреждениях должен учитываться юмористический компонент воспитательного процесса, формирующий у дошкольников чувство юмора, художественные чувства и вкус. Юмористические произведения изобразительного искусства – особе ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru