Образование: статьи и материалы » Специфика деятельности социального педагога по развитию одаренности у детей в условиях образовательного учреждения

Специфика деятельности социального педагога по развитию одаренности у детей в условиях образовательного учреждения

В настоящее время в педагогике резко усилился интерес к изучению проблем одаренности, что отражает потребность общества в выявлении и развитии творческого потенциала людей. В связи с этим весьма актуальными становятся исследования динамики развития творческого потенциала, интеллекта и специальных способностей одаренных учащихся.

Основными теоретическими предпосылками для изучения природы одаренности, особенностей ее развития являются положения о том, что одаренность проявляется и развивается в творческом обучении (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев, Н.С. Лейтес) и, что одаренность является сложным многоуровневым психологическим образованием, включающим в себя многие аспекты личности (С.Л. Рубинштейн, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев,).

Для исследования структуры высокой одаренности принципиальное значение имеют фундаментальные исследования по проблемам психологии творчества (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Кедров, А.В. Брушлинский, Ю.А. Кулюткин, Я.А. Пономарев, О.К. Тихомиров, Д.Б. Богоявленская, М.Г. Ярошевский и др.), общих и специальных способностей (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Ф.Н. Гоноболин, Е.И. Игнатьев, В.И. и др.), психологии и психофизиологии индивидуальных различий и способностей, генетическим предпосылкам индивидуальных различий (И.В. Равич-Щербо).

Большое значение имеют разработанные психологические принципы творческого развития детей в дошкольном детстве и в начальной школе (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И.).

В настоящее время можно выделить ряд направлений в изучении одаренности: разрабатываются многофакторные модели одаренности: изучаются возрастные особенности развития одаренности (Н.С. Лейтес), развитие познавательной активности (В.С. Юркевич). Результаты этих исследований уже внедряются в школьное образование.

Разработаны программы: междисциплинарного дифференцированного Разработаны программы: междисциплинарного дифференцированного обучений детей "Одаренный ребенок" (Н.Б. Шумакова), "Лидерство" (Е.Л. Яковлева).

Одним из основных направлений в этой области является исследование творческой одаренности. Разработана концепция творческой одаренности (А.М. Матюшкин), в которой творчество понимается как универсальный механизм психолого-педагогического развития, определяющий темпы и направление развития целостной личности. В русле концепции творческой одаренности (А.М. Матюшкин) проводятся исследования по изучению развития способностей и одаренности в школьном возрасте (И.С. Аверина, Е.Н. Задорина, Г.Д. Чистякова, Н.Б. Шумакова, и др.) и в дошкольном детстве.

Большое внимание уделяется расширению средств диагностики творческих и интеллектуальных способностей. Наряду с известными (методики диагностики интеллекта Станфорд-Бине, Векслера, Г.Дж. Айзенка; тест творческого мышления П. Торренса; тесты креативности Д.Б. Богоявленской; Школьный Тест умственного развития, разработанный М.К. Акимовой, Е.М. Борисовой, В.Г. Зархиных, В.Т. Козловой, Г.П. Логиновой под руководством К.М. Гуревича, и др.) создаются новые методики, например, методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (И.С. Аверина. Е.И.Цебланова. Е.Н. Задорина). Все это дает реальную возможность достаточно надежно выявлять уровень развития интеллектуальных и творческих способностей детей и школьников.

При этом целый ряд проблем до сих пор остается недостаточно изученным. Это касается влияния содержания обучения на развитие способностей, динамики развития общих и специальных способностей, дифференциации детей по типу одаренности и т.д.

Творческое развитие в сопоставлении с развитием интеллекта и специальных способностей учащихся школ не было до сих пор предметом многостороннего исследования, хотя необходимость углубленного изучения этой проблемы не вызывает сомнений. Разработка данной проблемы поможет лучше понять природу одаренности, полнее раскрыть механизмы его развития в условиях специального обучения, разработать методы и приемы обучения, учитывающие индивидуальные особенности развития каждого одаренного ребенка.

Актуальность и недостаточная разработанность практики и теории рассматриваемой нами проблемы определили выбор темы нашего исследования: «Специфика деятельности социального педагога по развитию одаренности у детей в условиях образовательного учреждения ».

Цель исследования дипломной работы: изучить специфику деятельности социального педагога по развитию одаренности детей в образовательных учреждениях, обосновать основные направления деятельности учителя в работе с одаренными детьми.

Объект исследования: деятельность социального педагога в образовательном учреждении.

Предмет исследования: социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми в образовательном учреждении

В ходе нашей работы выдвинута рабочая гипотеза: деятельность социального педагога по развитию одаренности детей в условиях образовательного учреждения будет успешной, если:

- принципиальное значение для развития одаренности будет иметь обучающая среда, которая предлагается в системе школьного обучения;

- общая одаренность и специальные способности будут развиваться в единстве;

- будут учитываться личностные особенности учащихся.

Исходя из цели и гипотезы исследования, были определены следующие задачи:

1) выявить состояние проблемы и степень её разработанности по одаренным детям в условиях школы.

2) определить социально-педагогические средства способствующие развитию одаренности.

3) разработать план работы с одарёнными детьми в творческой деятельности в условиях школы.


Похожие статьи:

Понятие эвристики и эвристического обучения
Эвристика (от греч. heurisko - нахожу) - методология научного исследования, а также методика обучения, основанная на открытии или догадке. 1) В Древней Греции - система обучения путем наводящих вопросов; 2) Совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскани ...

Влияние личностных качеств на жизненное везение и удачу
Под личными качествами человека подразумевают: характер человека, темперамент, эмоции, подсознание, восприятие человека, его способности и уверенность в себе. Характер. Так называют индивидуальное (свойственное данному человеку) сочетание устойчивых психических особенностей, черт, атрибутов, данных ...

Российские педагоги 60-90-х гг. XX в. и проблематика их научных исследований
В 1960-1970-е гг. наиболее известными российскими педагогами были П.Р.Атутов, Н.И.Болдырев, В.Е.Гмурман, П.Н.Груздев, М.А.Данилое, Н.К.Гончаров, Л.В.Занков, Б.П.Есипов, Т.И.Ильина, И.А.Каиров, Т.Е.Конникова, Ф.Ф.Королев, И.Я.Лернер, И.Т.Огородников, М.Н.Скаткин, Н.Ф.Талызина, Г,И.Щукина и др. Они р ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru