Образование: статьи и материалы » Работа социального педагога по преодолению негативного воздействия телевидения на младших школьников » Проблема негативного воздействия телевидения на личность в современной психологической и педагогической литературе

Проблема негативного воздействия телевидения на личность в современной психологической и педагогической литературе

Страница 1

Тысячу лет назад человек владел четырьмя видами передачи информации – речью, музыкой, живописью и письменностью. В 15 веке появилась печатная книга, в 17 веке – газеты и журналы. В 19 веке начался новый революционный этап: изобретены фотография, радио, телефон, кино, грамзапись. В 20 веке широкое распространение получают телевидение, магнитозапись, видео, факсигнальная связь, компьютерные системы, оперативная полиграфия, космическая связь 45. С развитием государственности, с появлением образования происходило все большее информационное отторжение детей от семьи, все больше социально необходимой специализированной информации дети получали не от родителей, а от учителей. Это привело к снижению роли родителей, их авторитета. С развитием средств массовой информации (СМИ) произошло новое перераспределение "внедряемой" в человека информации. В современном мире человек с раннего детства оказывается в окружении техносферы, сущственной частью которой являются средства массовой коммуникации, стремительно развивающиеся на протяжении двух последних столетий. Они играют огромную роль в жизни и развитии детей. Причем на первые места вышли так называемые электронные средства, значительно потеснив письменные.

Информационное воздействие вынуждено преодолевать определенное инертное сопротивление аудитории. Оно обусловлено следующими барьерами: физические (время и пространство), социальные (определяются статусом и ролями индивидуально составленных аудиторий), гносеологические (как следствие недостатка опыта и знаний), идеологические (в виде имеющихся в сознании установок, сформировавшихся мнений), психологические (как результат усвоения поведенческих стереотипов).

Психологические эффекты массовой информации: утилитарный эффект (удовлетворение от информации, с помощью которой человек рассматривает свои проблемы), престижный (воспроизведение информации утверждает цель и ценности определенной группы которые принадлежат человеку), удовлетворение познавательного интереса, эмоциональный эффект (удовлетворение от получения эмоциональной разрядки), эстетический эффект, эффект комфорта.

Цели использования средств массовой информации:

1. Распространение систематизированного классового мировоззрения, то есть совокупности взглядов, оценок, принципов, определяющих общее видение, понимание мира, синтеза разнообразных качеств человека и опыта познавательной деятельности. Мировоззрение, помимо информационной, выполняет еще функцию аксеологическую. Ценностное сознание воплощает в себе отношение людей к происходящему, формирует нравственные, эстетические и другие идеалы. Мерилом мировоззрения являются дела и поступки человека. Ориентирами при выборе способов поведения служат убеждения – взгляды, психологические установки.

2. Пропаганда – форма массовых информаций в процессе воздействия которой последовательные динамические изменения в сознании аудитории, накапливаясь количественно приводят к некоторому новому качеству, изменяющему отношение общественного сознания к фактам действительности.

3. Просвещение.

Средство доведения официальной информации до общественного сознания.

В восемнадцатом веке средства массовой информации играли в большей степени просветительско-информационную роль. В ХIХ столетии – воспитательно-досуговую, решая задачи воспитания добронравного гражданина. В период с 1917 по 1991 год основная задача детско-молодежной прессы – идеологическое программирование советского человека. В 90-е годы ХХ века СМИ стали играть, в первую очередь, негативно-разрушительную роль. Развлекательные рекламные СМИ негативно влияют на детей и молодежь, развивая потребительские инстинкты и приучая ее к сомнительным идеалам массовой культуры.

Средства массовой информации пользуются двумя основными способами подачи информации – последовательным и фрагментарным. Первый способ чаще использует пресса, последовательно и разносторонне освещая в статьях и других публикациях ту или иную проблему. Второй способ – фрагментативная подача информации – особенно распространен на телевидении. Он порождает для слушателей ряд трудностей в познании сути того или иного процесса или события. Фрагментарный способ подачи информации многие исследователи считают спецификой телевизионного жанра, следствием присущего ему свойства, называемого "давлением визуальности". Суть этого свойства состоит в том, что в силу своих аудиовизуальных возможностей телевидение акцентировано на передачу главным образом визуализированной, т.е. имеющей зрительный образ информации. Фрагментация, ритуализация и персонализация уводят телевидение на путь показа внешней, поверхностной стороны явлений. Сущностные же взаимосвязи в этом случае не раскрываются. Поскольку же научная и другая серьезная информация обычно плохо совместима с экранным изображением, то она оставляется для печатных коммуникационных средств и радио. Такое "разделение труда" между СМИ было бы вполне допустимо и даже целесообразно для демократичного общества, если бы сопровождалось соответствующим перераспределением времени аудитории в пользу журналов, газет, книг. Однако общей тенденцией современного мира является растущее влияние телевидения как наиболее привлекательного средства получения той или иной информации и относительное ослабление воздействия на население печатной продукции и радиопередач. Телевидение лидирует среди других СМИ по силе убеждающего воздействия к доверию граждан, поскольку люди больше склонны верить увиденному, чем услышанному или прочитанному.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru