Образование: статьи и материалы » Специфика деятельности социального педагога по развитию одаренности у детей в условиях образовательного учреждения » Проектирование структуры и содержания программы развития одаренности детей

Проектирование структуры и содержания программы развития одаренности детей

Страница 1

Структура программы представлена по общей конструкции во многом аналогично структуре программы по развитию мышления. Базовый уровень (мотивация + интеллект + креативность = одаренность), естественно, остается без изменений. На уровне, условно названном «содержательным», представлены блоки, составляющие структуру программы развития психосоциальной сферы личности. В программе их выделено семь. Они, так же как и предыдущие, не являются рядоположенными с точки зрения формальной логики.

Рассмотрим более подробно каждый блок с точки зрения содержания. В собственной исследовательской работе при реализации такой программы мы проводили специальные занятия, направленные на диагностику и коррекцию:

ценностных ориентации;

межличностных отношений со сверстниками и взрослыми;

наиболее типичных и индивидуальных эмоциональных проблем;

поведенческих особенностей;

стремления к самоактуализации.

Соответственно данным задачам были выделены основные блоки программы. Разрабатывая методическое обеспечение каждого блока этой программы, мы использовали в качестве основных методических средств различные задания тренингового типа. Каждое занятие в рамках программы проводилось по своему сценарию и обычно подразделялось на следующие разделы: введение, постановка задач, формирование общих представлений, организация действий и обсуждение.

Ценностные ориентации. Проблема формирования ценностных ориентации имеет много аспектов. Эта проблематика частично рассматривалась в третьем разделе при обсуждении проблем мотивации как составного элемента структуры одаренности. Сложность формирования данной составляющей частично компенсируется большим количеством средств, позволяющих решать эту проблему в нужном направлении. В данном описании мы ограничимся лишь одним из примеров такого рода - методикой «Сотворение глиняного мира» американского психотерапевта К. Рудестама.

Это упражнение, как все используемые в групповой арттерапии, наряду с психосоциальным развитием стимулирует развитие креативности. Но главное - это то, что оно позволяет исследовать ценностные ориентации, взаимоотношения сотрудничества и соперничества членов группы.

Для проведения занятия необходимы глина или пластилин. Группа делится на подгруппы по 5-8 человек. Каждый участник получает большой ком пластилина (глины). Занятие может сопровождаться мелодией.

Детям предлагается представить себя в роли «создателя мира»: закрыть глаза и вообразить, что пластилин (глина) - сырье, из которого можно делать все что захочешь. С закрытыми глазами надо работать с пластилином (глиной), чтобы дать пальцам свободно выразить мысли и чувства. Когда скульптура закончена, ее надо поместить рядом с другими скульптурами в подгруппе.

После этого, уже с открытыми глазами, совместно с другими членами подгруппы надо поработать над структурированием «целостного мира». Если в процессе работы у ребенка возникли какие-либо чувства по отношению к другим участникам работы предлагается высказать их либо выразить в пластилине (глине). К заключение необходимо поделиться своими впечатлениями с членами других подгрупп.

Межличностные отношения со сверстниками и взрослыми. Ни для кого не секрет, как бывают сложны отношения между одаренными детьми и их сверстниками. Правда, в большинстве источников они описываются в основном в одной плоскости: успехи одаренных детей - предмет зависти их сверстников и одновременно основание для высокомерного отношения и зазнайства со стороны этих детей. Считается, что отсюда и проистекают конфликты и проблемы. На деле все значительно сложнее, но

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Виды педагогических коммуникаций
Появление любого человека, отважившегося выступить перед аудиторией, вызывает у нее прежде всего интерес к тому, как он выглядит,что и как делает, словом,как себя ведет. Это вполне понятно, поскольку никакой другой информации он еще предложить не успевает. А не воспринимать зрители-слушатели не мог ...

Работа над запоминанием слова
При работе над «словарными» словами определённую трудность для школьников представляет прочное запоминание орфографического облика слова. Известно, что запоминание облегчается вовлечением в процесс восприятия различных анализаторов. Следовательно, упражнения должны опираться на различные виды памят ...

Практические аспекты формирования лексической компетенции на основе фразеологических единиц
Как уже отмечалось в главе 1, фразеология - сложный и многомерный материал языка; многоаспектное изучение его дает все новые сведения о специфике фразеологических единиц. Овладение фразеологизмами (осознание, понимание их, сознательное использование в речи) у детей начинается позднее, чем овладение ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru