Системный характер грамматического строя языка требует определённой последовательности освоения грамматических явлений, в которой отражается степень зависимости этих явлений по отношению друг к другу в самой системе.
Грамматические структуры, которые стоят очень близко друг к другу по своим структурным отношениям и определяют определённую связь и зависимость друг от друга. Требуют определённой последовательности и порядка в их освоении. Последовательность введения структур этого типа отражает становление определённых структурных отношений и постепенное развёртывание всей системы, когда введение следующей структуры зависит от усвоения предыдущей или предыдущих.
Освоение в речи каждого грамматического явления представляет собой программу учебных действий, которая может включать несколько этапов или шагов в зависимости от сложности этого явления.
Из-за сложности коммуникативных действий, программа освоения грамматического явления не может быть осуществлена сразу во всей полноте. Она предполагает расчленение учебного процесса на последовательные ступени, для того чтобы осуществить поэтапное (пошаговое) формирование требуемых действий и механизма, порождающего эти действия.
Таким образом, программа освоения того или иного грамматического явления разбивается на шаги, причём каждый последующий шаг представляет собой преодоление очередной трудности. Учитель не должен переходить к следующему шагу, пока все учащиеся полностью не освоят предыдущий. Величина очередного шага программы определяется правилом одной трудности.
Объём этой трудности различен на разных уровнях языковой подготовки учащихся, так как он определяется накопленным опытом коммуникативной деятельности учащихся и переносом его на новый материал. В начале обучения учебный процесс отличается большой дробностью, программы разбиваются на большое число шагов, каждый из которых требует самой тщательной отработки. Этим объясняется чрезвычайно медленное овладение первыми структурными группами. В дальнейшем, по мере освоения новых структур, количество шагов в программе уменьшается, но ёмкость каждого шага увеличивается при соблюдении того же правила одной трудности – учащиеся могут преодолевать большие трудности, и на это расходуется меньше рабочего времени.
При расчленении программы освоения грамматического явления на последовательные шаги структурный материал не подвергается разложению на составные части. С первого до последнего шага учащиеся оперируют грамматическими структурами, и весь процесс сохраняет свою коммуникативную направленность.
В обобщенном виде стандартная программа освоения структурного грамматического материала на начальном этапе обучения может быть представлена по этапам следующим образом :
I этап. Освоение грамматических структур, составляющих структурную группу.
Шаг 1.
Устное введение в аудирование и осмысление грамматических структур, входящих в структурную группу на ограниченном лексическом материале в объёме 8-12 лексических единиц и контроль понимания.
Для отработки структур используется в качестве подстановочных элементов небольшое число знакомых учащимся лексических единиц. При этом лексические единицы подбираются таким образом, чтобы можно было, контрастируя предметы, качество, количество, действия и другие характеристики, осваивать восприятие и воспроизведение соответствующих грамматических форм и категорий:
Похожие статьи:
Методика "Оценка коммуникативных и организаторских склонностей"
Для оценки потенциальных возможностей личности, ее способностей на этапах первичной профконсультации тщательно анализируются данные анкеты оптанта, разделы, касающиеся успешности обучения, опыта и успехов во внеучебной и внешкольной деятельности, а также используется анкета для оценки коммуникативн ...
Условия перехода природных задатков в способности
Рассмотрев в предыдущем параграфе сущностные характеристики способностей, необходимо развить следующий важный на наш взгляд аспект этой проблемы: условия перехода наследственной потенции в способности. При рождении каждый ребенок обладает определенными задатками для развития способностей и личностн ...
Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста
Прежде чем рассмотреть развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста, определим, что такое мышление как психофизиологический процесс в целом. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений ...