Образование: статьи и материалы » Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России

Страница 2

Культурологический подход - это культурно-историческая парадигма, идущая на смену развивающему образованию. Суть ее состоит в признании приоритета культуры в образовании, воспитании и общественном развитии. Это значит, что в процессе воспитания и обучения человек не просто изучает культуру, а проживает и переживает ее как свой образ жизни и деятельности, как определенную культурную среду, а также продолжает ее развивать. Так, например, сочинение, рукоделие на уроке следует рассматривать как приращение культуры и ее проживание. Такой подход к образованию способствует учету национальных, религиозных, исторических особенностей учащихся, сближению образования с жизнью обучающихся. Поскольку каждая конкретная культура имеет свой путь развития и свой уровень, то именно в ней и следует воспитывать детей в диалоге с другими культурами. Культурологический подход к образованию – это создание единого уклада жизни школы и семьи, гармонизация интересов общества, школы и личности учащегося. Он основан на использовании в процессе обучения и воспитания опыта ребенка и его семьи, на обеспечении ведущей роли социокультурного контекста развития, активизации деятельности ребенка, освоении знаково-символической структуры деятельности своего народа, творческом характере развития. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 г.

Экологическое воспитание - это целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе и гуманное, ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь., 2003 г.

Духовно-нравственное воспитание — в системе образования целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.

Гражданское воспитание- это направление воспитательной деятельности в системе образования, связанное с формированием общественной роли личности, ее общественного лица. Гражданское воспитание имеет неполитический, непартийный характер; оно направлено на развитие свободных членов общества, наиболее полно реализующих в жизни свои потенциальные возможности. Гражданское воспитание свободно от произвольного вмешательства и мелкой регламентации со стороны государства в трудовую, экономическую, социальную, нравственную, творческую, религиозную, национальную и другие сферы деятельности членов общества. Восстановление гражданского воспитания как самостоятельного направления деятельности в системе современного образования обязано демократическим преобразованиям в России. Это будет способствовать воспитанию человеческого и национального достоинства у каждого члена общества. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 г.

Патриотическое воспитание – «патриот» - в толковом словаре В.И. Даля - «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» - воспитание в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей родине. Русинова Л. П. Учебное пособие ««Педагогический словарь по темам»», Сарапул, 2010 г. Эстетическое воспитание-один из видов воспитания личности, цель которого - формирование эстетического вкуса и эстетического отношения к действительности не только личностей, но через них и коллективов. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике, 2006 г.

Начальное образование - это первая ступень общего образования, цель которой - освоение учащимися элементарных общеобразовательных знаний, обеспечивающих развитие у них познавательных способностей и социального общения, а также формирование осн. навыков учебной деятельности. В ходе учебной деятельности под руководством учителя у учащихся развиваются желание и умение учиться, формируются основы теоретического мышления, произвольность поведения, способность к усвоению содержания социального опыта. Н.о. учащиеся получают во взаимосвязанных процессах обучения и воспитания в начальных классах общеобразовательной школы или в начальной школе как самостоятельном учебно-воспитательном учреждении. В Рос. Федерации начальное обучение детей начинается с 7 (6) лет, курс обучения 3 (4) года. Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, 2005-2007 г.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Развитие мышления в онтогенезе
Развитие мышление начинается в младенческом возрасте и в течение первого года жизни (а Л. С. Выготский говорил, что в течение двух лет жизни), формирование мышления идет независимо от функции речи по своим собственным законам. Основным условием развития мышления детей является целенаправленное восп ...

Особенности возрастного развития подростков: гендерный подход
Пубертатный период – время ускоренного физического развития и полового созревания, характеризующееся важными изменениями в организме подростка, в том числе появлением вторичных половых признаков. Развивается костная система, наблюдаются изменения состава крови и кровяного давления. Происходят разли ...

Причины возникновения и развития девиантного поведения у девочек-подростков
Подростковый возраст - это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения сказывается с огромной силой. Поведение девочек в этом возрасте - внешнее проявление сложного процесса становления ее характера. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru