Проанализировав теорию и опыт, накопленный в области развития воображения старших дошкольников мы предлагаем программу кружка для детей старшего дошкольного возраста "Природа и фантазия" (приложение), в который входит система интегрированных занятий, включающих различные приёмы и методы развития детского воображения при работе с природным материалом (создание коллективных и индивидуальных композиций; применение различных приёмов, форм, навыков и умений работы с разными материалами, использование игровых и практических приёмов при проведении экскурсий, наблюдений, бесед, обсуждений и т.п.). Отличительной особенностью содержания нашей программы является направленность её на интенсивное развитие творческого воображения, фантазии, эстетического восприятия, на обогащение зрительных образов, первых впечатлений о прекрасном, развитии чувствительности к форме, цвету, пространству.
Творческий процесс зависит от многих факторов. Трудно заставить ребёнка сочинять, творить по принуждению. В кружковой работе заключены большие возможности для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка.
При отборе программного содержания нами были выбраны понятные и интересные для детей темы, объединённые одним смысловым контекстом, и новый тип конструктивных задач, решение которых осуществляется в совместной деятельности педагога и подгруппы детей во вне учебное время.
Тематика занятий проста: это либо композиции по известным сказкам, либо сценки из жизни, окружающей ребёнка в повседневной жизни, внешние условия предлагаемых конструктивных задач определяются тематикой занятия и условиями конструирования - "достраивания" незавершённых композиций.
Работа в кружке - это серьёзный труд для ребят, требующий организованности, дисциплинированности, волевых усилий. Успех кружковой работы во многом зависит от выбора объектов труда, поэтому мы в своём исследовании старались, чтобы они были привлекательными и доступными для детей, несложными в изготовлении, имели общественную направленность. У детей, посещающих кружок, происходит постоянное развитие мотивов творчества: от непосредственно побуждающих, которые привели их в кружок, к перспективно побуждающим, когда формируются устойчивые интересы, сочетающие личные и социальные мотивы: сделать изделие сначала для себя, потом для родных, друзей, а затем и для детского сада.
Формированию творчески активной личности способствует взаимосвязь практического обучения и эстетически оптимального восприятия явлений искусства и действительности. Именно такая взаимосвязь видов учебно-творческой деятельности обеспечивает самоутверждение личности дошкольника, укрепляет уверенность в своих силах, готовность к самостоятельным действиям, способность творчески использовать свой опыт. Курс реализует положение теории эстетического воспитания о единстве трёх видов учебно-творческой деятельности: практическое обучение, эстетическое восприятие, художественно-творческая деятельность. Это позволяет развивать способность творить, умение видеть целое раньше его частей, выражать своё видение проблемы.
Чтобы практические работы детей содержали в себе элементы творчества, их нужно этому учить.
В процессе развития воображения и формирования творческой деятельности мы вычленяем три последовательных этапа:
1). Выработка практических умений и навыков. Здесь имеют место точность, исполнительность, рациональное использование времени, материала, соблюдение порядка на рабочем месте и др.
2). Формирование и расширение знаний детей, обогащение новыми впечатлениями.
Похожие статьи:
Развитие педагогики в России
В XIX в. в России педагогическая мысль от общих вопросов системы и содержания образования обращается к конкретным проблемам народной и национальной школы, воспитывающему обучению и подготовке учителя, к дисциплине и качеству урока, к оценке, поощрению и наказанию и нагрузке учеников во время обучен ...
Коммуникации: понятие и основные подходы в психологии
Общение - категория, которая является основополагающей для рассматриваемой темы. Б.Ф.Ломов в работе “Проблема общения в психологии”, как известно, назвал проблему общения “базовой категорией, логическим центром общей системы психологической проблематики”, указав неоднократно на ее недостаточную раз ...
Характеристика видов новых технологий
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе ...