Образование: статьи и материалы » Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки » Экспериментальное исследование по проблеме развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки

Экспериментальное исследование по проблеме развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки

Страница 4

Анализируя результаты эксперимента можно констатировать следующее.

С высоким уровнем проявления эмоциональной отзывчивости в контрольной и экспериментальной группах было выявлено двое детей. Данные дети характеризуются целенаправленностью восприятия, активным восприятием музыки, единством эмоционального и интеллектуального восприятия, дифференцированностью слуховых ощущений. Ребята воспринимают и осознают выразительные средства музыки, устанавливают причинно-следственные связи между эмоциональным содержанием музыкального образа и средствами выразительности. Так, например Илья М. абсолютно точно определил характер прослушанных музыкальных произведений второго задания и подобрал соответствующие слова-эпитеты. Ребенок прочувствовал произведения, увидел всю их глубину. С удовольствием рассказывал о своих впечатлениях. Рассказы мальчика живые, интересные. Звучание произведений Илья сопровождал движениями рук.

Дети с высоким уровнем проявления эмоциональной отзывчивости были сосредоточены, отбивали ритм руками при быстром темпе произведения, улыбались и внимательно вслушивались в мелодию. Это говорит об эмоциональной отзывчивости данных детей, а определенное настроение - о дифференциации чувственного восприятия ("красивая" Илья М., "нежная" Влада П.) При объяснении сделанного выбора дети этого уровня выделяли средства выразительности ("необычный звук"), высказывались оценочные суждения типа "интересная" (Влада. П), " сказочная" (Илья М.).

Со средним уровнем проявления эмоциональной отзывчивости в экспериментальной группе было выявлено 4 (40%), в контрольной 5(50%) детей. Данные дети отличались сосредоточенностью при слушании музыкальных произведений. Для них была характерна застывшая поза, заинтересованный взгляд, который порой перемещался по окружающим ребенка предметам. Дошкольники точно определяли настроение произведения, однако осмыслить его, раскрыть и обосновать средства выразительности затруднялись. Также трудность у детей вызвало объяснение своего эмоционального состояния. Это свидетельствует о том, что дети воспринимают на эмоциональном уровне музыкальное произведения, однако интерпретировать его и соотнести собственное настроение с переданным в звуках дети не могут. Нами был зафиксирован интересный факт, когда эмоции детей не проявлялись во вне, а оставались во внутреннем мире ребенка. Музыка как бы погружала его в мир собственных эстетических эмоциональных переживаний. Об этом свидетельствовал взгляд ребенка как бы "во внутрь", специфическое положение тела в пространстве (опущенные руки, поникшие плечи, расслабленная спина). Все говорило о погружении ребенка в мир звуков.

Дети были внимательны в процессе слушания музыкальных произведений, однако их мимические действия были сдержаны, поза статична. Состояние некоторой задумчивости свидетельствовало о том, что музыка детям интересна, но эмоциональных переживаний не вызывает. На наш взгляд, это объясняется тем, что эмоции детей ориентированы на ситуации повседневного взаимодействия, а искусство, несущее эстетические эмоции, способствующее их возникновению и проявлению, недостаточно представлено в жизнедеятельности дошкольников. Также это объясняется еще и тем, что в педагогической практике не используется потенциал музыки как вида искусства для создания эмоционального комфорта и открытия мира чувств, переданного в звуках, музыка не выступает в полной мере средством эмоционально-эстетического развития детей.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Игрушки и их влияние на развитие речи
У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратимой поры. Нормальное развитие ребенка, становление его внутреннего мира немыслимы без игры, а следовательно, без игрушки. Игрушки для ребенка - ...

Примеры дидактических игр и упражнений для начальной школы
а) краткая характеристика Предлагаемые художественно-дидактические игры и упражнения могут быть использованы, прежде всего, на уроке как для повторения закрепления уже имеющихся у детей знаний, так и для постижения нового в области изобразительного искусства. Дидактическая игра создает условия для ...

Классики российской педагогики XIX в. и их вклад в развитие педагогической науки
Вторая половина XIX в. была порой расцвета русской педагогики, представители которой внесли достойный вклад в развитие мировой педагогической мысли. Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870). Основатель научной педагогики в России, опирающийся на идею народности. Как писал один из его последовател ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru