Проведение анализа феномена человеческой телесности создает теоретические основания для построения концепции телесной культуры как полноправной составляющей культуры общества и личности, как одной из важных регулятивных сфер человеческой деятельности и существования, предопределяющей его физическое и социальное самочувствие, возможности самореализации и самоутверждения.
За отправную точку социально-культурного анализа человеческой телесности может быть принят тот факт, что включение "человека телесного" в социально-культурное пространство влечет за собой существенные последствия для его телесности, превращающейся из биологического феномена в явление социально-культурное.
В настоящее время ведущие специалисты в области физического воспитания подчеркивают, что физическая культура не может рассматриваться только как процесс физической подготовленности и средство укрепления здоровья школьников.
Лубышева Л.И. подчеркивает основополагающий принцип физкультурного воспитания - единство мировоззренческого, интеллектуального и духовного компонентов в формировании физической культуры личности, обусловливающее тесную взаимосвязь и взаимозависимость в развитии духовной, чувственно-эмоциональной, интеллектуальной и физической сфер личности . Эту позицию разделяют Лях В.И., Копылов Ю.К. и др., подчеркивая существенное значение для физического воспитания учащихся общеобразовательной школы помимо двигательной подготовленности формирования общей культуры, нравственности, навыков межличностного общения.
Определим понятие "физическое воспитание". Понятие "физическое воспитание" входит в общее понятие "воспитание". Оно, как и другие виды воспитания, есть педагогический по своей природе процесс со всеми присущими ему признаками (ведущая роль педагога-специалиста, организация деятельности воспитателя и воспитуемых в соответствии с педагогическими принципами и т.д.). Отличительные же особенности физического воспитания состоят в том, что этот процесс обеспечивает направленное формирование двигательных навыков и развитие физических качеств человека, определяющих его физическую дееспособность. Таким образом, физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, повышение уровня физических качеств, формирование и развитие двигательных навыков, улучшение форм тела (осанка, развитие грудной клетки, мышц).
В физическом воспитании различаются две специфические стороны обучение двигательным действиям (движениям) и воспитание физических (двигательных) качеств. Обучение движениям имеет своим основным содержанием физическое образование - системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение необходимого в жизни фонда двигательных умений и навыков и связанных с ними знаний. Суть физического воспитания состоит также в целесообразном воздействии на физические качества, обеспечивающем их направленное развитие (сила, скорость, координация, выносливость и др.).
В целостной системе воспитания физическое воспитание органически связывается с умственным, нравственным, патриотическим, эстетическим, трудовым воспитанием.
Наряду с понятием "физическое воспитание" применяют понятие "физическая подготовка". По существу, они имеют аналогичный смысл, но последним пользуются преимущественно тогда, когда хотят подчеркнуть прикладную направленность физического воспитания по отношению к трудовой или иной деятельности, требующей физической подготовленности. Физическая подготовка - физическое воспитание, направленное на подготовку человека к определенному роду деятельности (водолаза, пожарного, летчика, спортсмена).
Соотнощение понятий "физическая культура", "физическое воспитание" и "физкультура". Если физическое воспитание - часть физической культуры, то по отношению к физкультуре, физическое воспитание является не частью её, а основной формой педагогического направленного использования её ценностей в системе воспитания.
Сравнивая физическую культуру со спортом, необходимо отметить, что первая шире спорта (физкультура как предмет в школе - часть общего образования, существует производственная физкультура, лечебная физкультура, гигиеническая, гимнастическая и т.п.). Вместе с тем спорт как соревновательная деятельность относится не только к физкультуре. Видом спорта можно считать любой вид деятельности, если он оформляется как предмет спортивного состязания и функционирует по законам спортивного совершенствования. Так, многие современные виды спорта имеют весьма косвенное отношение к физической активности - шахматы, шашки, авто, судомоделирование, радиоспорт. Таким образом, физкультура и спорт характеризуется совпадением.
Похожие статьи:
Основные этапы жизни и деятельности В. В. Розанова
Василий Васильевич Розанов родился в 1856 году в Ветлуге Костромской губернии в семье чиновника лесного ведомства. Отец его умер вскоре после переезда семьи в Кострому, когда мальчику было три года. На руках матери оставалось семеро детей. После ее смерти с 14-летнего возраста будущий писатель вос ...
Роль инноваций в развитии школы
После того, как всесторонне проанализирована ситуация в школе, определены, какие результаты работы школы необходимо улучшить, естественно, возникает потребность в обоснованном выборе идей, с помощью которых это можно было бы сделать наилучшим образом. Выбор идей неизбежен потому, что для достижения ...
Профессиограмма «товаровед непродовольственных товаров»
Содержание деятельности: оценка качества товаров, их соответствие ГОСТу и ценам производителя. Виды деятельности: маркетинговая, товарно-экспертная, торгово-закупочная, внешнеторговая, организационно-коммерческая, торгово-экономическая, аналитическая, исследовательская. Профессиональные функции: кв ...