Образование: статьи и материалы » Формирование физической культуры детей и подростков в условиях педагогически организуемой социально-культурной среды » Физическая культура как многоаспектный объект исследования

Физическая культура как многоаспектный объект исследования

Страница 6

Проведение анализа феномена человеческой телесности создает теоретические основания для построения концепции телесной культуры как полноправной составляющей культуры общества и личности, как одной из важных регулятивных сфер человеческой деятельности и существования, предопределяющей его физическое и социальное самочувствие, возможности самореализации и самоутверждения.

За отправную точку социально-культурного анализа человеческой телесности может быть принят тот факт, что включение "человека телесного" в социально-культурное пространство влечет за собой существенные последствия для его телесности, превращающейся из биологического феномена в явление социально-культурное.

В настоящее время ведущие специалисты в области физического воспитания подчеркивают, что физическая культура не может рассматриваться только как процесс физической подготовленности и средство укрепления здоровья школьников.

Лубышева Л.И. подчеркивает основополагающий принцип физкультурного воспитания - единство мировоззренческого, интеллектуального и духовного компонентов в формировании физической культуры личности, обусловливающее тесную взаимосвязь и взаимозависимость в развитии духовной, чувственно-эмоциональной, интеллектуальной и физической сфер личности . Эту позицию разделяют Лях В.И., Копылов Ю.К. и др., подчеркивая существенное значение для физического воспитания учащихся общеобразовательной школы помимо двигательной подготовленности формирования общей культуры, нравственности, навыков межличностного общения.

Определим понятие "физическое воспитание". Понятие "физическое воспитание" входит в общее понятие "воспитание". Оно, как и другие виды воспитания, есть педагогический по своей природе процесс со всеми присущими ему признаками (ведущая роль педагога-специалиста, организация деятельности воспитателя и воспитуемых в соответствии с педагогическими принципами и т.д.). Отличительные же особенности физического воспитания состоят в том, что этот процесс обеспечивает направленное формирование двигательных навыков и развитие физических качеств человека, определяющих его физическую дееспособность. Таким образом, физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, повышение уровня физических качеств, формирование и развитие двигательных навыков, улучшение форм тела (осанка, развитие грудной клетки, мышц).

В физическом воспитании различаются две специфические стороны обучение двигательным действиям (движениям) и воспитание физических (двигательных) качеств. Обучение движениям имеет своим основным содержанием физическое образование - системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение необходимого в жизни фонда двигательных умений и навыков и связанных с ними знаний. Суть физического воспитания состоит также в целесообразном воздействии на физические качества, обеспечивающем их направленное развитие (сила, скорость, координация, выносливость и др.).

В целостной системе воспитания физическое воспитание органически связывается с умственным, нравственным, патриотическим, эстетическим, трудовым воспитанием.

Наряду с понятием "физическое воспитание" применяют понятие "физическая подготовка". По существу, они имеют аналогичный смысл, но последним пользуются преимущественно тогда, когда хотят подчеркнуть прикладную направленность физического воспитания по отношению к трудовой или иной деятельности, требующей физической подготовленности. Физическая подготовка - физическое воспитание, направленное на подготовку человека к определенному роду деятельности (водолаза, пожарного, летчика, спортсмена).

Соотнощение понятий "физическая культура", "физическое воспитание" и "физкультура". Если физическое воспитание - часть физической культуры, то по отношению к физкультуре, физическое воспитание является не частью её, а основной формой педагогического направленного использования её ценностей в системе воспитания.

Сравнивая физическую культуру со спортом, необходимо отметить, что первая шире спорта (физкультура как предмет в школе - часть общего образования, существует производственная физкультура, лечебная физкультура, гигиеническая, гимнастическая и т.п.). Вместе с тем спорт как соревновательная деятельность относится не только к физкультуре. Видом спорта можно считать любой вид деятельности, если он оформляется как предмет спортивного состязания и функционирует по законам спортивного совершенствования. Так, многие современные виды спорта имеют весьма косвенное отношение к физической активности - шахматы, шашки, авто, судомоделирование, радиоспорт. Таким образом, физкультура и спорт характеризуется совпадением.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Особенности восприятия детьми дошкольного возраста с нарушением зрения произведений фольклора
Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок как у детей с нарушением зрения, так и у детей с сохранным развитием играет художественная литература. Исследования А.В. Запорожца, которые были посвящены изучению восприятия дошкольниками сказки, позволили выделить следующие особенности. Ре ...

Способы повышения эффективности технологий профориентационной работы с молодежью
Процесс выбора профессии требует к себе большого внимания, потому что работа оказывает на состояние и самочувствие человека огромное влияние. Адекватное представление о выбираемой профессии влияет на исход выбора, от которого зависит карьера, и это особенно сложно сделать тем, кто хочет жить и рабо ...

Работа со школьными методическими объединениями
Цель: выявление результативности выполнения целей и задач, возложенные на методические объединения. Школьные методические объединения учителей – давно сложившаяся форма коллективной методической работы. В работе МО МОУ Джогинская СОШ оптимально сочетаются: Коллективные формы работы: Работа над един ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru