Образование: статьи и материалы » Формирование физической культуры детей и подростков в условиях педагогически организуемой социально-культурной среды » Физическая культура как многоаспектный объект исследования

Физическая культура как многоаспектный объект исследования

Страница 3

Таким образом, материальные ценности физической культуры -стадионы, бассейны, спортивные залы, медицинские учреждения, научно-исследовательские институты, занимающиеся проблемами физической культуры, учебные заведения, готовящие кадры для данной сферы. Уровень здоровья и физического совершенства общества и каждого его члена также относятся к материальным ценностям физической культуры.

Духовные ценности физической культуры - это накопленные

обществом научные знания о физическом воспитании и спорте, это специалисты в данной сфере, произведения художественной литературы и искусства о физической культуре и спорте.

Показателями состояния физической культуры в обществе являются совокупность материальных и духовных ценностей, созданных для физического совершенствования людей; уровень их здоровья и физического развития, степень использования физических упражнений в сфере воспитания.

Физическая культура как вид деятельности характеризуется совокупностью полезных для общества результатов её использования и культивирования в обществе. Ими являются: физическая подготовленность (как результат физической деятельности), достигнутая на её основе степень совершенства двигательных умений и навыков, повышенный уровень развития жизненных сил, спортивные достижения и другие полезные для личности и общества результаты приобщения к физической культуре. Таким образом, физическая культура существует не только в форме деятельности, но и как качество человека, воплощенное в его умениях, навыках, способностях.

Наиболее существенным результатом полноценного использования физической культуры является достижение комплексных показателей физического совершенства, которое выражает высокую степень развития индивидуальной физической одаренности, согласуясь с закономерностями развития личности и долголетнего сохранения крепкого здоровья.

Критерии физического совершенства имеют конкретно- исторический характер: они изменяются в зависимости от стадии социального развития, в соответствии с реальными требованиями общества.

Все вышеизложенное позволяет резюмировать понятие «физическая культура» в следующем определении. Физическая культура - органическая часть (отрасль) культуры общества и личности; основу её специфического содержания составляет рациональное использование человеком двигательной активности в качестве фактора физической подготовки к

социальной практике, оптимизации своего физического состояния и развития; к ней относятся целесообразно выработанные формы такого рода деятельности, её результаты, имеющие культурную ценность, вся совокупность достижений общества в создании специальных средств, методов и условий направленного развития физической дееспособности подрастающих и взрослых поколений. Физическая культура как деятельность является одним из эффективных средств всестороннего развития личности, социальным фактором физического совершенствования.

Физическая культура исследуется рядом наук: педагогикой и психологией в связи с задачами совершенствования физического воспитания и образования, социологией - в связи с формированием ценностного отношения общества и личности к физической культуре и спортивному стилю жизни, медициной - в плане предотвращения заболеваний и восстановления здоровья, валеологией - в связи с необходимостью разработки и внедрения здоровьесберегающих технологий, культурологией - в связи с задачами формирования физической культуры личности.

Гуманизация и гуманитаризация образования, осуществляемая в последние годы, привлекает внимание исследователей к проблеме становления культуры личности. Отмечается, что в развитии культуры личности наряду со сложившейся системой ее формирования, опирающейся на общее образование, стимулирующее потребление высших культурных ценностей, необходимо формирование умений и навыков повседневной практической культуры, охватывающей широчайший диапазон жизнедеятельности - от познания, труда, деловых и неформальных отношений, общения до быта и досуга.

Интерес для нашего исследования представляют работы, в которых выявляются педагогические основы формирования, возрастные особенности становления культуры личности: профессионально-педагогической (Исаев И.Ф.), психологической (Колмогорова Л.С.) и др. Эти исследования интересны нам в связи с выделением компонентов культуры личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Рабочая учебная программа дисциплины «Рисунок»
Данный курс предполагает знакомство студентов с основными закономерностями рисунка и композиции, в формировании у них знаний, умений и навыков использования различных систем изображения. Развития художественной наблюдательности, зрительной памяти, образного мышления, творческого воображения, а такж ...

Проектирование учебного занятия в форме лабораторного занятия по дисциплине «Статистика» специальности Менеджмент
Тема учебного занятия: «Метод группировок в статистике». Цели лабораторного занятия: Образовательная – научить студентов использовать метод группировок, определять группировочный признак, находить интервалы. Воспитательная – стимулировать потребность в формировании ответственности, коллективизма, с ...

Теоретические аспекты формирования и развития учебной деятельности школьников
Сегодня в образовании сложились две основные группы теорий обучения: ассоциативно-рефлекторная и деятельностная. В основе теорий первой группы лежат методологические основания, разработанные Дж. Локком, и окончательно оформленные в классно-урочной системе Я.А Коменского. Основополагающие принципы э ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru