Образование: статьи и материалы » Формирование физической культуры детей и подростков в условиях педагогически организуемой социально-культурной среды » Физическая культура как многоаспектный объект исследования

Физическая культура как многоаспектный объект исследования

Страница 3

Таким образом, материальные ценности физической культуры -стадионы, бассейны, спортивные залы, медицинские учреждения, научно-исследовательские институты, занимающиеся проблемами физической культуры, учебные заведения, готовящие кадры для данной сферы. Уровень здоровья и физического совершенства общества и каждого его члена также относятся к материальным ценностям физической культуры.

Духовные ценности физической культуры - это накопленные

обществом научные знания о физическом воспитании и спорте, это специалисты в данной сфере, произведения художественной литературы и искусства о физической культуре и спорте.

Показателями состояния физической культуры в обществе являются совокупность материальных и духовных ценностей, созданных для физического совершенствования людей; уровень их здоровья и физического развития, степень использования физических упражнений в сфере воспитания.

Физическая культура как вид деятельности характеризуется совокупностью полезных для общества результатов её использования и культивирования в обществе. Ими являются: физическая подготовленность (как результат физической деятельности), достигнутая на её основе степень совершенства двигательных умений и навыков, повышенный уровень развития жизненных сил, спортивные достижения и другие полезные для личности и общества результаты приобщения к физической культуре. Таким образом, физическая культура существует не только в форме деятельности, но и как качество человека, воплощенное в его умениях, навыках, способностях.

Наиболее существенным результатом полноценного использования физической культуры является достижение комплексных показателей физического совершенства, которое выражает высокую степень развития индивидуальной физической одаренности, согласуясь с закономерностями развития личности и долголетнего сохранения крепкого здоровья.

Критерии физического совершенства имеют конкретно- исторический характер: они изменяются в зависимости от стадии социального развития, в соответствии с реальными требованиями общества.

Все вышеизложенное позволяет резюмировать понятие «физическая культура» в следующем определении. Физическая культура - органическая часть (отрасль) культуры общества и личности; основу её специфического содержания составляет рациональное использование человеком двигательной активности в качестве фактора физической подготовки к

социальной практике, оптимизации своего физического состояния и развития; к ней относятся целесообразно выработанные формы такого рода деятельности, её результаты, имеющие культурную ценность, вся совокупность достижений общества в создании специальных средств, методов и условий направленного развития физической дееспособности подрастающих и взрослых поколений. Физическая культура как деятельность является одним из эффективных средств всестороннего развития личности, социальным фактором физического совершенствования.

Физическая культура исследуется рядом наук: педагогикой и психологией в связи с задачами совершенствования физического воспитания и образования, социологией - в связи с формированием ценностного отношения общества и личности к физической культуре и спортивному стилю жизни, медициной - в плане предотвращения заболеваний и восстановления здоровья, валеологией - в связи с необходимостью разработки и внедрения здоровьесберегающих технологий, культурологией - в связи с задачами формирования физической культуры личности.

Гуманизация и гуманитаризация образования, осуществляемая в последние годы, привлекает внимание исследователей к проблеме становления культуры личности. Отмечается, что в развитии культуры личности наряду со сложившейся системой ее формирования, опирающейся на общее образование, стимулирующее потребление высших культурных ценностей, необходимо формирование умений и навыков повседневной практической культуры, охватывающей широчайший диапазон жизнедеятельности - от познания, труда, деловых и неформальных отношений, общения до быта и досуга.

Интерес для нашего исследования представляют работы, в которых выявляются педагогические основы формирования, возрастные особенности становления культуры личности: профессионально-педагогической (Исаев И.Ф.), психологической (Колмогорова Л.С.) и др. Эти исследования интересны нам в связи с выделением компонентов культуры личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Развитие творческих способностей ребенка в учебной деятельности
Придерживаясь позиции ученых, считающих, что наиболее адекватной формой развития творческих (креативных) способностей является обучение творческой деятельности младших школьников. Для такого обучения на первом этапе нашей экспериментальной работы мы избрали урок. Урок – остается основной формой обу ...

Методы и формы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста
Методы коррекции находятся в прямой зависимости от характера педагогической запущенности, уровня воспитанности ребенка целом, воспитательных возможностей школы и семьи, конкретного поведения, его образа жизни и окружения. Методы коррекции, в конечном счете, всегда связаны с методами воспитания. Нап ...

Требования к методике руководства физкультурной деятельностью в детском саду
1. Обучая детей различным навыкам, приемам выполнения движений, воспитатель должен обеспечить правильный показ движения. 2. При организации занятия следить за тем, чтобы дети самовольно не использовали снаряды и тренажеры. 3. Не допускать нахождения детей в зале или на физкультурной площадке без пр ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru