Образование: статьи и материалы » Формирование физической культуры детей и подростков в условиях педагогически организуемой социально-культурной среды » Физическая культура как многоаспектный объект исследования

Физическая культура как многоаспектный объект исследования

Страница 4

Так, Колмогорова Л.С. в своей докторской диссертации, посвященной возрастным возможностям и особенностям становления психологической культуры учащихся, указывает, что в философско-культурологической и психолого-педагогической литературе категория "культура" практически не представлена в ее основных функциях, видах, а также не определены ее структурные компоненты. На основе описанных в культурологии элементов и сущностных характеристик культуры в структуре психологической культуры автор выделяет следующие компоненты: знания и умения; психологическую компетентность; ценностно-смысловой компонент; рефлексивно-оценочный; культуротворческий.

И.Ф. Исаев к определению профессионально-педагогической культуры преподавателя подходит с культурологических позиций. Основываясь на понимании культуры как совокупности ценностей, специфического способа человеческой деятельности и как изменения самого человека, он выделяет в структуре профессионально-педагогической культуры педагогические ценности, технологию педагогической деятельности, личностно-творческий компонент.

Мы используем выделенные в указанных исследованиях компоненты культуры применительно к выявлению необходимой нам структуры физической культуры личности.

В теории физической культуры в настоящее время утверждается философско-культурологический подход, ставится вопрос не о физическом (двигательном, биологическом), а о физкультурном воспитании, то есть о воспитании через культуру, посредством освоения ценностного потенциала физической культуры .

Так, культурологический подход к исследованию физического воспитания предлагается в качестве одного из инновационных направлений в поиске путей совершенствования физического воспитания детей дошкольного возраста. Этот подход выдвигает две научно-методические задачи:

- разработку методики освоения детьми физкультурных знаний и связанных с ними умений и навыков, составляющих основу интеллектуальных ценностей физической культуры;

- формирование осознанного в рамках возрастных возможностей отношения ребенка к освоению физкультурных ценностей, развития его мотивационно-потребностной сферы. Таким образом, предлагаемый культурологический подход к физическому воспитанию детей дошкольного возраста предполагает реализацию в совокупности интеллектуальных и социально-психологических задач.

Культурологический подход к формированию структуры и содержания учебного предмета физической культуры основывается на понимании физической культуры как единства развития физического и духовного, как способа жизни и способа развития целостной личности.

Следует отметить отсутствие единого определения понятия "личная физическая культура", "физическая культуры личности". Так, В.И.Лях., Ю.А. Копылов и др. определяют личную физическую культуру школьников как деятельность в области физической культуры, направленную на удовлетворение индивидуальных потребностей и культурологических стремлений в соответствии с личностными особенностями учащихся общеобразовательной школы. Цель личной физической культуры -овладение учащимися навыками, умениями и знаниями воспитательной, оздоровительной, развивающей, образовательной, рекреационной и гигиенической деятельности для дальнейшего использования в процессе личного самосовершенствования.

Н.В.Решетников, Ю.Л.Кислицин пишут: "Физическая культура личности связана с желанием, потребностью и умением человека сохранять и совершенствовать свое телесное "Я". Данное утверждение, ограничивающее самосовершенствование только физическим, телесным, не соответствует гуманистической направленности образования и воспитания личности, которое предполагает единство духовного и физического развития, их гармонию. В этой связи указанное утверждение должно быть, на наш взгляд, дополнено духовным самосовершенствованием.

Проделанный анализ показывает, что понятие "физическая культура личности" не имеет однозначного определения.

В этой связи считаем, что определение понятия "физическая культура личности" с позиций культурологического подхода должно базироваться на владении личностью ценностями физической культуры и наличии ценностного отношения к ней. На основе изложенного, не претендуя на завершенность, определяем физическую культуру личности как совокупность физического развития и состояния здоровья; системы знаний (интеллектуальные ценности физической культуры) в единстве с умениями и навыками по физической культуре, двигательными действиями и качествами (физические ценности); устойчивым интересом, потребностью в систематических физкультурно-оздоровительных занятиях (ценностное отношение личности к физической культуре); навыками самостоятельных занятий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Значение кристаллогидратов
Образование и разрушение газовых клатратов используются, для разделения газов опреснения морской воды. Клатраты в природе часто играют роль естественного хранилища газов. Кристаллогидраты занимают важное место в строительстве в процессах схватывания и твердения вяжущих. В растительных клетках часто ...

Практические рекомендации по совершенствованию технико-тактической подготовленности юных спортсменов в дзюдо
В течение первого года занятий на физическую подготовку, ознакомление с некоторыми вопросами теории борьбы, паузы отдыха и др. целесообразно отводить около 70-75%, а на изучение и совершенствование техники борьбы - около 25-30% времени урока. А во второй год соответственно 65-70 и 30 -35%. В дзюдо ...

Развитие художественно-творческих способностей детей
Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности - составление рассказов. Придумывание стихов, пение, рисование, лепка. Естественно, они имеют большое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в пра ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru