Образование: статьи и материалы » Формирование физической культуры детей и подростков в условиях педагогически организуемой социально-культурной среды » Физическая культура как многоаспектный объект исследования

Физическая культура как многоаспектный объект исследования

Страница 5

Данное определение отвечает гуманистической направленности образования и воспитания, осуществлению формирования физической культуры личности в единстве ее физического и духовного развития, что предполагает овладение личностью системой знаний, умений и навыков по физической культуре, развитие двигательный действий и качеств, формирование мотивационно-потребностной сферы личности: интересов, потребностей в двигательной активности, регулярных занятиях физкультурой и навыков самостоятельных занятий.

Считаем, что это определение физической культуры личности, содержащее основные компоненты ее структуры, в целом соответствующие выделенным в других исследованиях, может быть использовано в нашем исследовании формирования физической культуры детей и подростков.

Физкультурная деятельность может быть обозначена как "культивирование" или "окультуривание тела", культурное пространство, которое именуется "телесной культурой".

Естественноисторическое развитие включает человека в контекст социально-культурного развития, превращает телесное начало в человеке из природно-данного феномена в явление социально-культурное.

Устойчивые стереотипы рассмотрения телесного начала лишь как естественного, а не культурного феномена, как собственно физического, а не социального явления в значительной мере определили разделение и даже противопоставление "человека телесного" и "человека духовного'*.

Телесная (физическая) культура не может стать значительным элементом образа жизни людей, занять полноправное место в их повседневности, стать развитой частью культуры там и тогда, где и когда человеческое тело не осознается и не признается обществом, группой, индивидом как одна из главных ценностей бытия, как объект социально и индивидуально значимого интереса (И.М.Быховская).

Противопоставленность "человека телесного" и "человека духовного" постоянно воспроизводится в социальной практике как на обыденном уровне, так и во многих профессиональных сферах деятельности, в том числе в различных институтах социализации. Обычной является ситуация, когда телесно-физические качества человека являются объектом воздействия сами по себе, вне связи с нравственной, интеллектуальной, эстетической основами деятельности и наоборот.

Такая ситуация имеет важные как для общества в целом, так и для каждой отдельной личности последствия. Во-первых, - это снижение ценности, отсутствие полноценного культурно значимого социального статуса и престижа физического имиджа человека; отсутствие или слабая заинтересованность представителей различных социальных групп в культивировании (не от слова культ) своих телесных, двигательных качеств; утвердившийся "соматичный негативизм", который проявляет себя в разных сферах - начиная от равнодушия к собственному физическому здоровью (до момента его потери), недоверия к "голосу тела", и до презрительного взгляда на произведения искусства, где воспета красота человеческого тела.

Во-вторых, вытесненность телесно-физического характера человека за рамки культурной социализации, исключение телесного бытия человека из системы социально-культурных ценностей. Такую ситуацию закрепляла до недавнего времени и сложившаяся система образования и воспитания.

Традиция разъединения телесности и культуры не безобидна для общества. К ее последствиям необходимо отнести углубление и обострение проблем здоровья, укрепление основания для роста девиантного, отклоняющегося поведения, когда телесно-физическое развитие оторвано от других аспектов становления личности (интеллектуальный, нравственный); стимулирование формирования "одномерной" личности, неспособной к использованию своего человеческого потенциала. Также к последствиям - как личностно, так и социально значимым - относится и отсутствие у значительной части людей потребности и навыков эстетически приемлемой двигательной деятельности (прежде всего, повседневной), эстетики тела как необходимого компонента культуры.

Сегодня проблему телесности вывели на авансцену гуманитарных наук и социальной практики современные обстоятельства, сделали человеческое тело предметом размышлений, восхищения, уважения, тревожного внимания и фокусированного интереса. К наиболее важным обстоятельствам, повлиявшим на эту ситуацию, можно отнести обострение проблем здоровья, повышение ценности человеческой индивидуальности в современном мире и обострение восприятия всего, связанного с личным самовыражением. Возрастание значимости тела в современной культуре потребления связано и с приобретением им особого смысла как носителя символической ценности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Как обеспечить безопасность занятий
Каждое движение, которое вы выполняете с ребенком, должно быть правильно выбрано и хорошо выполнено, возможность какого-либо ущерба для здоровья должна быть полностью исключена. Конечно, очень важно обеспечить безопасность, страховку и помощь ребенку, но в то же время неоправданная и излишняя боязл ...

Как обучать старших дошкольников. Моделирование
Важно строить процесс обучения так, чтобы обучение на занятиях, развивая детей, одновременно содействовало и формированию зачатков новой, чрезвычайно значимой для последующего возрастного этапа деятельности – учебной. Л.С.Выготский считал, что программа дошкольного обучения, созданная взрослыми, до ...

Методические рекомендации по использованию дидактических игр как средства развития наглядно-образного мышления дошкольников
Решение задач в образном плане на использование вспомогательных средств в проблемной ситуации детьми 5-6 лет происходит наиболее успешно, если использовать в процессе обучения игры типа «Достань шарик», «Как достать», «Поставь машину в гараж» и другие, в которые непосредственно включены разнообразн ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru