Образование: статьи и материалы » Работа социального педагога по преодолению негативного воздействия телевидения на младших школьников » Проблема негативного воздействия телевидения на личность в современной психологической и педагогической литературе

Проблема негативного воздействия телевидения на личность в современной психологической и педагогической литературе

Страница 4

Одной из специфических социальных функций такого искусства является иллюзорно – компенсаторская: приобщение человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез. И все это сочетается с открытой пропагандой господствующего образа жизни, которое имеет своей конечной целью отвлечение масс от социальной активности, приспособление людей к существующим условиям, конформизм.

Обрушивающийся сегодня на современного школьника поток экранной информации немыслим вне эстетических, художественно-образных аспектов. Восприятие информации через экран формировалось через искусство кино. Кино, как мы знаем, является чрезвычайно сильным средством воздействия на людей всех возрастов и, конечно же, первыми попадают под его влияние дети. Восприятие детей отличается эмоциональностью. В этот период они ищут в искусстве прямого сходства с жизнью. Преодолеть "критерий правдивости" можно путем обучения условному языку искусства. К этому времени относятся первые проявления конформизма художественного восприятия. Конформизм, не ликвидированный на определенном этапе, может утвердиться в устойчивое свойство личности.

Отсюда использование таких жанров, как детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, "экшн". Именно в рамках этих жанров создаются упрощенные "версии жизни", которые сводят социальное зло к психологическим и моральным факторам .

А популярность американских фильмов "экшн" проводит к формированию кратковременного, суженного внимания, не способного фиксироваться на чем-то одном дольше минуты. Помимо этого результатами "теле-нарезки" могут стать и разорванность сознания, скачка идей, эмоциональное отупение, которое возникает как патологическая защитная реакция на склейку трагических событий с нейтральными или даже радостными сюжетами, так же амнезия защитного характера, возникающая в ответ на умно скомпонованную и соответствующим образом поданную информацию .

Большую работу в изучении физиологических особенностей восприятия телеэкрана проделал Райнер Пацлаф, который исследовал биохимические, эндокринные, нейромышечные, сенсорные процессы, а так же процессы, протекающие во время просмотра телевидения в центральной нервной системе. В результате этих исследований он пришел к следующим выводам: телевидение вызывает снижение естественной активности органов чувств вдвое. Во-первых, оно приводит к полной остановке аккомодацию глаз, поскольку выбранное зрителем расстояние от экрана во время просмотра, как правило, не меняется. Во-вторых, оно надолго ограничивает поле зрения крошечным участком, в пределах которого глаза не имеют возможности совершать свободные движения.

В результате падения активности глаз их оцепенение передается всему телу, в результате даже самые непоседливые дети могут сидеть перед телевизором часами, во время которых нарастает не только пассивность мускулов, но и пассивность воли, самостоятельности, собственной активности. Это подтверждают результаты электроэнцефалографии головного мозга, которая при телепросмотре показывает такие же ритмы колебаний мозговой активности, что и при гипнозе. Тут имеет место, считает автор, деградация активности, застой воли, а тем самым и деградация личности.

Двадцатый век можно назвать веком страха. Войны, революции, катастрофы, стихийные бедствия способствовали появлению в мировой литературе образа "маленького человека". В своей книге "Бегство от свободы" Эрих Фромм, последователь Фрейда, сравнивает человека нашего времени с Микки Маусом – популярным героем У. Диснея. Фромм подчеркивает, что зритель не смотрел бы без конца вариации одной и той же темы, если бы в них не было бы чего-то сокровенного и близкого. Дети переживают с мышонком все его страхи и волнения, а счастливый конец дает им чувство удовлетворения. Если древние греки создали в искусстве образ героя, который органично существовал с окружающим миром, то в нашем столетии широко эксплуатируется образ маленького человека, как героя нашего времени .

В реализации инстинкта страха особенно преуспел современный кинематограф, производящий в огромном количестве так называемые фильмы ужасов. Их основными сюжетами являются катастрофы, монстры, сверъестесственные силы, инопланетяне. В условиях экономического кризиса, локальных войн, национальных конфликтов гарантий от жизненных катастроф не существует. Так постепенно тема "катастрофы", "страха", порой даже не всегда осознанно овладевает людьми.

В последнее время в качестве повода для изображения катастрофы на телеэкранах все чаще стали использоваться трагические события политической жизни: акты жестокого терроризма и похищения людей. В подаче этого материала прежде всего важны сенсационность, жестокость, авантюрность. И как результат – психика, натренированная фильмами – катастрофами постепенно становится не чувствительной к происходящему в реальной жизни. И вместо того, чтобы предостеречь нас от подобного развития цивилизации, подобные произведения часто просто готовят нас к этой перспективе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Индивидуальные особенности исполнения учебной деятельности
Стиль учебной деятельности. Наука и практика свидетельствуют, что внимательное отношение к стилям обучения не только обеспечивает эффективность организационных воздействий педагога, но есть способ помощи в преодолении трудностей встающих на пути становления ведущего вида деятельности. в решении это ...

Психолого-педагогические аспекты развития связной речи дошкольников
Многое в жизни человека зависит от способности к общению, а речь — инструмент общения, его главное средство. Хорошо владеющий речью человек ценится в любом обществе, как ценится и человек, наделенный "талантом общения" или воспитавший, развивший его в себе. Поэтому не случайно развитие ре ...

Социально-экономические и педагогические предпосылки модернизации профессионального образования
Профессиональное образование – важнейшая предпосылка научно-технического прогресса, обеспечения устойчивого социально-экономического развития всех сфер жизнедеятельности государства. Оно направлено на достижение всеобщей профессионализации общества, удовлетворение потребностей в дифференцированных ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru