Образование: статьи и материалы » Работа социального педагога по преодолению негативного воздействия телевидения на младших школьников » Проблема негативного воздействия телевидения на личность в современной психологической и педагогической литературе

Проблема негативного воздействия телевидения на личность в современной психологической и педагогической литературе

Страница 2

Особенно значительное место телевидение занимает в жизни детей и подростков. В течение последнего десятилетия оно стало наиболее распространенным способом проведения досуга у подростков как в городе, так и на селе и занимает первое место в перечне досуговых занятий. Но влияние телевидения на развитие личности школьника далеко не однозначно. С одной стороны, оно расширяет общую информированность детей, углубляет их знания, способствует духовному росту, облегчает процесс социализации ребенка, с другой – обладает возможностью манипулировать сознанием, создавать пространство для пустого времяпрепровождения, исключающего духовно-личностное развитие, зачастую распространяет ложную информацию, лишает человека способности к самостоятельному размышлению или волевому действию, критическому суждению или волевому выбору.

В нашем исследовании мы, согласно цели, остановимся на проблеме негативного влияния телевидения.

Телевидение является источником программ, полных клишированных образов, стереотипов. Кинофильмы, сериалы, рекламные ролики задают определенные правила и модели поведения, влияют на сознание и подсознание.

Механизм восприятия и освоения телеинформации детьми сопоставим с тем, что мы называем эффектом ненаправленного восприятия, который, используя несколько иную терминологию, можно назвать внушением, которое, по словам В.М. Бехтерева, в отличие от убеждения проникает в психическую сферу помимо личного сознания, входя без особой переработки непосредственно в сферу общего сознания и укрепляясь здесь как всякий предмет пассивного восприятия.

Рассматривая проблему внушаемости, как самое сильное и опасное средство воздействия телевидения на человека, нельзя не сказать о телерекламе. С середины нашего века применение массового психоанализа в рекламе стало основой деятельности торговых компаний. Специалисты по рекламе ухватились за психоанализ в попытке найти более эффективные средства для сбыта своих товаров – будь то продукты, идеи, отношения, кандидаты, цели или душевное состояние. Новые специалисты называют себя теперь "аналитиками мотивов", или "исследователями мотивов". Мотивы – это осознанные потребности, вербализованные, достаточно аргументированные и объяснимые. Мотивы питаются желаниями и неосознанными потребностями, которые зачастую выступают в виде труднообъяснимых влечений 9. По исследованиям американского психолога А. Маслоу, в структуре мотивов нижний уровень, самый широкий и универсальный, занимают мотивы биогенного характера: обеспечение жизнедеятельности, проблемы еды, питья, здоровья, безопасности, комфортного жилища себе и своей семье. Эти мотивы универсальны и наднациональны, поэтому использование их для рекламы всегда дает хороший результат и обеспечивает привлечение внимания и контакт с потребителем. На этих же уровнях — проблемы секса и продолжения рода. Эти биогенные первичные мотивы работают в рекламе как средства установления контакта с потребителями.

Рассмотрим полученные в результате исследования данные с точки зрения психологических механизмов воздействия рекламы. В этом случае целесообразно использовать аббревиатуру AIDA или ВИЖД, где каждой букве соответствует определенный психический процесс. Первая буква – А – обозначает свойства внимания (attention). Реклама должна привлекать к себе внимание – это аксиома. Внимание может быть непроизвольным и произвольным. Но привлечь к себе внимание – это далеко не все. Внимание надо перевести в произвольную форму, удержать его, а это возможно только при соответствующей организации рекламного материала, его композиции, цветовом и музыкальном оформлении. Чтобы удержать внимание потребителей, придумывают замысловатые сюжеты, бесконечные сериалы "мыльных опер", обращаются к юмору. На основе внимания создается и поддерживается интерес у потребителя (I-interest). Это – вторая ступень воздействия рекламы и вторая ее задача – заинтересовать потенциального покупателя. Цель второй ступени – создать условия для "идеальной" покупки, мысленного приобретения товара. Надо постараться вызвать у потребителя желание владеть покупкой (D-desire). Последний этап психологического воздействия – А (action), действие, переводит идеальную мысленную покупку в реальную.

Американские психологи давно установили, что дети далеко не всегда распознают в рекламе средство внушения. Еще реже они фиксируют внимание на предупреждениях по поводу конкретных продуктов, например – лекарств. Но наша телереклама подобными предупреждениями не перегружена. Известна тенденция детей младшего школьного возраста, посмотревших рекламу каких-либо медикаментов, "экспериментировать" с этими препаратами, когда они обнаруживают их дома. Реклама, как известно, больше умалчивает о товаре, чем сообщает. Некорректное представление товара на телевидение может сформировать у ребенка совершенно превратное представление о его ценности и желательности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Экспериментальное обучение английскому языку с использованием наглядности на уроках в средней школе
Экспериментальное обучение нами было проведено в русле новых, нетрадиционных методов формирования речевых умений, которые и составляют актуальность нашей работы. В эксперименте были задействованы 2 группы: контрольная и собственно экспериментальная, в составе семи учеников каждая. Он состоял из пят ...

Современные подходы к интегрированному обучению
Интегрированное обучение и воспитание – это организация специального образования, при котором обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляется в учреждениях образования общего типа. Оно направлено не на сегретацию (изоляцию) одной части общества от другой, а на кон ...

Классики российской педагогики XIX в. и их вклад в развитие педагогической науки
Вторая половина XIX в. была порой расцвета русской педагогики, представители которой внесли достойный вклад в развитие мировой педагогической мысли. Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870). Основатель научной педагогики в России, опирающийся на идею народности. Как писал один из его последовател ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru