Образование: статьи и материалы » Работа социального педагога по преодолению негативного воздействия телевидения на младших школьников » Проблема негативного воздействия телевидения на личность в современной психологической и педагогической литературе

Проблема негативного воздействия телевидения на личность в современной психологической и педагогической литературе

Страница 2

Особенно значительное место телевидение занимает в жизни детей и подростков. В течение последнего десятилетия оно стало наиболее распространенным способом проведения досуга у подростков как в городе, так и на селе и занимает первое место в перечне досуговых занятий. Но влияние телевидения на развитие личности школьника далеко не однозначно. С одной стороны, оно расширяет общую информированность детей, углубляет их знания, способствует духовному росту, облегчает процесс социализации ребенка, с другой – обладает возможностью манипулировать сознанием, создавать пространство для пустого времяпрепровождения, исключающего духовно-личностное развитие, зачастую распространяет ложную информацию, лишает человека способности к самостоятельному размышлению или волевому действию, критическому суждению или волевому выбору.

В нашем исследовании мы, согласно цели, остановимся на проблеме негативного влияния телевидения.

Телевидение является источником программ, полных клишированных образов, стереотипов. Кинофильмы, сериалы, рекламные ролики задают определенные правила и модели поведения, влияют на сознание и подсознание.

Механизм восприятия и освоения телеинформации детьми сопоставим с тем, что мы называем эффектом ненаправленного восприятия, который, используя несколько иную терминологию, можно назвать внушением, которое, по словам В.М. Бехтерева, в отличие от убеждения проникает в психическую сферу помимо личного сознания, входя без особой переработки непосредственно в сферу общего сознания и укрепляясь здесь как всякий предмет пассивного восприятия.

Рассматривая проблему внушаемости, как самое сильное и опасное средство воздействия телевидения на человека, нельзя не сказать о телерекламе. С середины нашего века применение массового психоанализа в рекламе стало основой деятельности торговых компаний. Специалисты по рекламе ухватились за психоанализ в попытке найти более эффективные средства для сбыта своих товаров – будь то продукты, идеи, отношения, кандидаты, цели или душевное состояние. Новые специалисты называют себя теперь "аналитиками мотивов", или "исследователями мотивов". Мотивы – это осознанные потребности, вербализованные, достаточно аргументированные и объяснимые. Мотивы питаются желаниями и неосознанными потребностями, которые зачастую выступают в виде труднообъяснимых влечений 9. По исследованиям американского психолога А. Маслоу, в структуре мотивов нижний уровень, самый широкий и универсальный, занимают мотивы биогенного характера: обеспечение жизнедеятельности, проблемы еды, питья, здоровья, безопасности, комфортного жилища себе и своей семье. Эти мотивы универсальны и наднациональны, поэтому использование их для рекламы всегда дает хороший результат и обеспечивает привлечение внимания и контакт с потребителем. На этих же уровнях — проблемы секса и продолжения рода. Эти биогенные первичные мотивы работают в рекламе как средства установления контакта с потребителями.

Рассмотрим полученные в результате исследования данные с точки зрения психологических механизмов воздействия рекламы. В этом случае целесообразно использовать аббревиатуру AIDA или ВИЖД, где каждой букве соответствует определенный психический процесс. Первая буква – А – обозначает свойства внимания (attention). Реклама должна привлекать к себе внимание – это аксиома. Внимание может быть непроизвольным и произвольным. Но привлечь к себе внимание – это далеко не все. Внимание надо перевести в произвольную форму, удержать его, а это возможно только при соответствующей организации рекламного материала, его композиции, цветовом и музыкальном оформлении. Чтобы удержать внимание потребителей, придумывают замысловатые сюжеты, бесконечные сериалы "мыльных опер", обращаются к юмору. На основе внимания создается и поддерживается интерес у потребителя (I-interest). Это – вторая ступень воздействия рекламы и вторая ее задача – заинтересовать потенциального покупателя. Цель второй ступени – создать условия для "идеальной" покупки, мысленного приобретения товара. Надо постараться вызвать у потребителя желание владеть покупкой (D-desire). Последний этап психологического воздействия – А (action), действие, переводит идеальную мысленную покупку в реальную.

Американские психологи давно установили, что дети далеко не всегда распознают в рекламе средство внушения. Еще реже они фиксируют внимание на предупреждениях по поводу конкретных продуктов, например – лекарств. Но наша телереклама подобными предупреждениями не перегружена. Известна тенденция детей младшего школьного возраста, посмотревших рекламу каких-либо медикаментов, "экспериментировать" с этими препаратами, когда они обнаруживают их дома. Реклама, как известно, больше умалчивает о товаре, чем сообщает. Некорректное представление товара на телевидение может сформировать у ребенка совершенно превратное представление о его ценности и желательности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Особенности психического развития и социализации детей, воспитывающихся в детском доме
Приведенный выше материал позволяет переходить к более подробной аналитике особенностей развития детей, получающих образование в специализированных учреждениях, об образовании детей – сирот, а также к анализу педагогических средств и средств социализации, которые этим детям необходимы. Начнем анали ...

Влияние личностных качеств на формирование репутации молодых людей
Одним из важнейших факторов, определяющих высокую репутацию студента, является восприятие обществом его личностных качеств. Умение мыслить предполагает наличие высокого интеллекта, жизненной мудрости, широкого кругозора, любознательности, рассудительности; умение генерировать идеи - видеть и учитыв ...

Профилактика девиантного поведения
Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения, их объективность и неизбежность ставят перед обществом, конкретной социальной службой и социальным педагогом в качестве основных задач поиск форм, методов и технологий работы с дезадаптированными подростками, к ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru