Образование: статьи и материалы » Работа социального педагога по преодолению негативного воздействия телевидения на младших школьников » Проблема негативного воздействия телевидения на личность в современной психологической и педагогической литературе

Проблема негативного воздействия телевидения на личность в современной психологической и педагогической литературе

Страница 5

О том, порождает ли жестокое художественное зрелище жестокость в зрителе, спорили еще Аристотель и Платон. Платон считал изображение кровавых трагедий общественно опасным явлением. Аристотель – наоборот ожидал от изображения сцен ужасов и насилия очищения реципиентов катарсисом, то есть он хотел видеть определенную душевную разрядку, которую испытывает реципиент в процессе сопереживания. Долгое время изображение насилия в искусстве было характерно для задворок массовой культуры. В наши дни оно вышло на первый план.

Джордж Гербнер и его коллеги из Университета штата Пенсильвания в течение четверти века следили за развлекательными передачами, шедшими в прайм-тайм в субботу утром. С 1994-1997 гг. они проанализировали около 10 000 программ основных и кабельных телеканалов. Они обнаружили, что в 6 программах из 10 "фигурировало" насилие (физическое принуждение, грозившее причинением вреда, либо действительное причинение вреда или убийство). В 73% сцен насилия агрессор оставался безнаказанным, в 58% – не было показано, что жертва страдает от боли. Что же касается детских телепрограмм, то только в 5% речь шла о долгосрочных последствиях насилия, все остальные изображали его как увлечение, как некую игру.

К моменту окончания начальной школы среднестатистический ребенок успевает увидеть на экране телевизора около 8000 убийств и 100 000 иных актов агрессии.

Конечно, дети сопереживают героям мультфильма или боевика, однако обычно они умеют разграничивать мир обыденный и мир по ту сторону экрана. И случаев, когда насмотревшись боевиков, дети убивают своих товарищей, или пьют медный купорос, думая что это волшебный напиток, сделанный по рецепту Гарри Поттера, как это сделали по совету старших друзей новосибирские школьники, единицы, хотя такое кино смотрят миллиарды детей. То есть причина, по мнению некоторых авторов, не столько в самом фильме, сколько в психическом отклонении зрителя. Но это не совсем так.

Подражают ли взрослые телезрители поведению экранных героев? Примеров воспроизведения преступлений, показанных по телевидению, не счесть. В ходе опроса 208 заключенных 9 из 10 признались в том, что усвоили новые криминальные приемы в результате просмотра криминальных новостей, а 4 из 10 сказали, что попытались повторить конкретные преступления, увиденные по телевизору.

Целью изучения американскими учеными связи между просмотром телепередач и агрессией было обнаружение более тонких и распространенных проявлений его влияния, чем случающиеся время от времени убийства, в точности повторяющие то, что было показано на экране и приковывающие внимание общественности. Их в первую очередь интересовало, как телевидение влияет на поведение зрителей и на их мышление. Для этого они проводили корреляционные, экспериментальные и лонгитюдные исследования. В результате ответ на вопрос: прогнозирует ли просмотр передач школьниками их агрессивность был получен положительный, т.е. чем больше сцен насилия видит ребенок на экране, тем он агрессивнее. Корреляция не очень тесная, но она стабильно выявляется в США, Европе, Австралии.

Это утверждение порождает ряд других вопросов. Может быть, агрессивные дети предпочитают всем остальным именно агрессивные программы? А может причина в невысоких умственных способностях некоторых детей, благодаря чему они предрасположены как к просмотру сцен насилия, так и к агрессивным поступкам? Чтобы подтвердить или опровергнуть эти связи ученые использовали метод единственного различия. Он состоял в следующем: чтобы проверить объяснение, основанное на "третьем, завуалированном факторе", они статистически исключили влияние всех других возможных параметров. Так, Уильям Бельсон опросил 1565 лондонских мальчиков. По сравнению с теми, кто видел мало сцен насилия по телевидению, те, которые смотрели много подобных передач за полгода, предшествующих проведению опроса, совершили на 50% больше агрессивных поступков (заключение сделано на основании собственных признаний респондентов). Белсон изучил также и 22 параметра, каждый из которых мог претендовать на роль "третьего фактора", в том числе и такой, как состав семьи. Даже после того, как возможность влияния "третьего фактора" была исключена, различие между телелюбителями и теми, кто редко смотрел телевизор, не исчезло. Это и позволило Бенсону сделать вывод о том телелюбители более агрессивны именно из-за своего увлечения.

Надежность проведенного эксперимента подтверждают аналогичные результаты, которые были получены и Леонардом Ироном и Роуэллом Хьюсманном. Изучив выборку 8-летних детей (875 человек), авторы и после статистического удаления "третьих факторов", выявили корреляцию между их увлечением телевизором и агрессивностью. Более того, при повторном изучении этой же выработки через 11 лет авторы обнаружили, что просмотр сцен насилия в 8-летнем возрасте ограниченно прогнозирует агрессивность в возрасте 19 лет, но что агрессивность в 8-летнем возрасте не прогнозирует интереса к телевизионному насилию в 19 лет, то есть агрессивность является следствием просмотра телепередач, а не наоборот.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Значение развития личных способностей и качеств
Развитие любого человека происходит в процессе воспитания, когда предшествующее поколение передает накопленный опыт последующему, которое его преумножает и обогащает (желательно, не разрушая опыт прежних лет). Воспитание или наставничество - это процесс целенаправленного формирования личности, ее и ...

Моделирование как средство экспериментального исследования
Моделирование всегда используется вместе с другими общенаучными и специальными методами. Прежде всего, моделирование тесно связано с экспериментом. Выясним, в чем специфика модели в качестве средства экспериментального исследования в сравнении с другими экспериментальными средствами. Рассмотрение м ...

Анализ педагогической деятельности и условий психического развития и социализации в учреждении закрытого типа «Детский дом «Родничок»
В связи с необходимостью обновления методических основ работы педагога в учреждениях закрытого типа будет проведена работа по составлению новых методических рекомендаций педагогам – воспитателям детских домов. Закрытость специализированных учреждений, негативизм, несомый ими развитию своих воспитан ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru