Образование: статьи и материалы » Работа социального педагога по преодолению негативного воздействия телевидения на младших школьников » Проблема негативного воздействия телевидения на личность в современной психологической и педагогической литературе

Проблема негативного воздействия телевидения на личность в современной психологической и педагогической литературе

Страница 6

В новаторских экспериментах Альберта Бандуры и Ричарда Уолтера дети иногда не наблюдали за реальной сценой избиения взрослим надувной куклы, а смотрели ее видеозапись, но эффект был точно таким же. Неопровержимый вывод заключается в том, что визуальное восприятие насилия порождает насилие" – отмечала в 1993 году Комиссия по проблеме насилия в молодежной среде при Американской психологической ассоциации. Но не все сцены насилия, содержащиеся во многих произведениях искусства, имеют именно такой, антисоциальный эффект. Например, неоправданная жестокость отталкивающих персонажей фильма "Список Шиндлера" по отношению к жертвам Холокоста вряд ли способна подтолкнуть на совершение актов насилия.

Влияние вузуального восприятия насилия оказывается наиболее сильным тогда, когда привлекательный индивид совершает оправданное, реалистически "поданное" насилие, которое остается безнаказанным и якобы не причиняет никому ни боли, ни вреда. Телевидение – одна из причин агрессии.

Почему визуальное восприятия сцен насилия оказывает такое влияние? Причина не сцены насилия как таковые, а возбуждение, которое они вызывают. Визуальное восприятие насилия растормаживает, дети утрачивают контроль над своими "сдерживающими центрами". Визуальное восприятие насилия направляет мысли в сторону насилия.

Персонажи, пропагандируемые масс-медиа всегда находят подражателей. Дети, участники экспериментов Бандуры, воспроизводили те же поступки, свидетелями которых были. Телевидение подталкивает телезрителей к подражанию тому, что они видели на экране: именно на этом основано моделирование потребления рекламодателями.

Таким образом, в восприятие в младшем школьном возрасте телеинформации, содержащей сцены насилия, может привести к следующим негативным последствиям:

– эмоциональное отупение как на сцену драки на экране, так и на реальную драку;

– чувство собственной незащищенности;

– возникновение мыслей, связанных с агрессией.

Все критики телевидения обеспокоены тем, что в телепрограммах сцен насилия в 4 раза больше, чем проявления добрых отношений между людьми, что и во многих других проявлениях телевидение не отражает реальной жизни.

Но неверно думать, что, глядя на экран дети автоматически берут на вооружение то, что там видят. Это не живые механизмы, управляемые по принципу "стимул – реакция".

У детей быстро развивается привыкание – влияние стимулов ослабевает в несколько раз. Раньше дети могли лишиться сознания при просмотре остросюжетного фильма, а сейчас современные дети воспринимают куда более откровенные сцены весьма равнодушно.

Безусловно, усматривать прямую связь между произведениями, в которых пропагандируется насилие и ростом преступности было бы упрощением. Однако, после регулярного просмотра рекламы, воспевающей утрированно – потребительский образ жизни, криминальных репортажей, фильмов, сериалов, клипов, у детей часто возникает псевдо-романтическое, криминально-ориентированное восприятие. Особенно ярко это проявляется в тех случаях, когда образ жизни ребенка, сфера его личных интересов, изучаемые им в школе предметы не дают необходимого объема альтернативной информации. Той, благодаря которой ребенок начнет сомневаться в правильности сложившейся у него картины мира – криминально акцентированной и односторонней.

В последнее время на телевидении очень актуальна тема здоровья, из разряда основных ценностей человеческой жизни оно переходит в главные, и становится, благодаря телевидению, почти что манией. Идеология таких программ и рекламных роликов одинакова: "Человек не может быть счастлив, если у него проблемы со здоровьем. Только идеально здоровый человек может обрести полноту счастья". Конечно, если стоять на позиции примитивного рационализма, больной человек счастливым быть не может. Теоретически это правильно, боль терпеть людям не хочется, но ведь кроме потребности в телесном комфорте, у человека есть не меньшая, а, вероятнее всего даже большая, потребность в любви и безопасности. Значимость этой потребности впервые определил представитель гуманистической психологии А. Маслоу, отнеся ее к числу базисных, что вполне подтверждается возникновением соматических расстройств у даже вполне здоровых и ухоженных детдомовских детей, страдающих от "депривации" – недостатка родительской любви.

Так что связь, счастье – здоровье, не столь безусловна, как кажется на первый взгляд. Но это справедливо только для традиционного общества, в котором милосердие и защита слабых – одна из базовых нравственных ценностей, которые в современном телевидение претерпевают существенные изменения, а то и вовсе заменяются другими, не столь значимыми, с позиций нравственности, ценностями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Процедура аттестации образовательного учреждения
Целью проведения аттестационной экспертизы деятельности образовательного учреждения является подтверждение соответствия нормативно-правовых оснований деятельности ОУ стандартизированным требованиям к деятельности юридического лица. 1. Подтвердить соответствие условий осуществления образовательного ...

Рейтинговые технологии
Рейтинговые технологии, основная задача которых – оценить деятельность ученика на уроке, организовать обучение детей, имеющих разные возможные, создать условия для индивидуального развития ребенка, обеспечить связь с практикой и вузом с целью дальнейшей адаптации и профессиональной ориентации учащи ...

Особенности школьной дезадаптации на первом году обучения
Станет ли школа для ребенка вторым домом? Будет ли он ходить в этот дом с радостью? Свяжет ли все значимое для него в настоящем со школой? Останется ли она в будущем для него опорой в самых больших свершениях и открытиях или вызовет боязнь, хроническую тревогу, озабоченность, неудовлетворенность, у ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru