Учителю предоставляется возможность углубленно рассмотреть одни темы и обзорно остановиться на других. Важным для успеха занятий является опора на основной курс. Все факультативы частично рассматривают вопросы, так или иначе изучавшиеся в основном курсе, поэтому некоторого дублирования не избежать.
Курс, который я предлагаю проводить во время часов факультатива рассчитан на несколько лет и составляет единую систему. В основу курса первого года обучения входят различные формы по приобщению к традиционной культуре, которые были освещены в данной работе:
театр;
народные игры;
народные праздники;
устное народное творчество
Соединив все формы, я выразила их в своей программе.
Занятия по этому курсу делятся на две части – теоретическую и практическую. Организация деятельности основывается на сочетании следующих принципов:
целенаправленность (приобщение к родной культуре);
уважение к старшим;
сотрудничество, сотворчество;
добровольность (не принуждать, а побуждать)
Курс состоит из двух разделов:
1 часть – теоретическая:
Народоведение – включает в себя следующие темы:
Народный календарь, обычаи, обряды, быт, уклад жизни;
Устный фольклор
2 часть – практическая:
Театральная студия:
Упражнения и этюды на развитие актерских способностей;
Проведение наиболее известных календарных традиционных праздников.
Курс фольклора должен помочь учителю и его воспитанникам осознать и общие человеческие ценности, и самобытность родной культуры. При этом надо отчетливо понимать, что приобщение детей к исторической народной памяти имеет своей целью отнюдь не бездумное возвращение к прошлому народа, в его изжитых конкретно-исторических формах.
Напротив, оно должно обеспечить жизнеспособность человека и народа на современном этапе и в будущем. Для этого требуется и бережное сохранение уже сформировавшихся традиций, и их творческое осмысление в новых условиях, и создание новых.
Такое обучение может и должно дать учащимся полный объем знаний о многообразии форм и средств выразительности традиционной культуры России.
Наше современное образование должно учитывать национальные, региональные и местные культурные особенности и традиции. Именно они обеспечивают «индивидуальный характер» развития школьников в соответствии с их склонностями и интересами. Сейчас, во время все возрастающей урбанизации, стандартизации, наступления «массовой культуры» - интерес к традиционной культуре становится все более актуальным. Признаки этой проблемы налицо: размытое представление о нравственности, совести, милосердии, доброте, проявление разнообразных разрушающих и разрывающих человека религиозных сект, распространение наркомании, и т.д. общество как бы лишено идейно-духовного стержня, устойчивости. Потеряно ощущение крайне важных ориентиров. Но самое интересное, что именно в эту эпоху кризиса, как никогда возрастает интерес к своим истокам, к традиционной культуре – этой уникальной сфере духовной и материальной жизни народа, т.е. интерес к тому, что способно противостоять злу, агрессии, насилию над личностью. Об этом говорит и история: в трудные времена взоры обращаются к народу, к его культуре, в которой, как известно, гуманистическая идея утверждения духовно-здоровой жизни и ее ценности является доминирующей. Традиционная народная культура – это сложное общественное явление, в котором нашло выражение духовная и материальная жизнь народа.
Похожие статьи:
Диагностика сформированности нравственно-экологических качеств младших школьников
в учебной деятельности
На диагностическом этапе была проведена анкета с целью: проверки первоначальных умений, навыков вести себя в природе. Мы провели анкету в экспериментальном и контрольном классах. Были взяты 2 класса: экспериментальный(17человек) и контрольный класс (17человек). Далее приводятся ответы учащихся эксп ...
Суть концепции М. Монтессори
Развитием психики и воспитанием детей в возрасте от 3 до 7 лет по определенной системе занималась Мария Монтессори (1870—1952) в Риме. Она считала этот возраст важным в психическом развитии ребенка. Ее опыт работы с «ненормальными детьми» (так в те годы называли детей с задержкой психического разви ...
Роль инноваций в развитии школы
После того, как всесторонне проанализирована ситуация в школе, определены, какие результаты работы школы необходимо улучшить, естественно, возникает потребность в обоснованном выборе идей, с помощью которых это можно было бы сделать наилучшим образом. Выбор идей неизбежен потому, что для достижения ...