Образование: статьи и материалы » Смена концептуальных приоритетов в историческом образовании в 1990-х - начале XXI в

Смена концептуальных приоритетов в историческом образовании в 1990-х - начале XXI в

Страница 3

Вместе с тем, понятие «идеология» в учительском обиходе приобретает все более негативное значение, вытесняющее его основной смысл. Ретроспективный взгляд на развитие образования показывает, что позиция личности учащегося в учебно-воспитательном процессе всегда устанавливалась идеологически, то есть в соответствии с мерой - определенным набором норм и ограничений. Выделив два образовательных направления - формирующее и развивающее, - не сложно обнаружить, что функция нормирования присуща как первому, так и второму.

Образование не может быть деидеологизированным, поскольку по сути своей «идеология» в педагогике есть не что иное как понятие соответствующее идеям, идеалам и ценностям, способствующее определению целей и принципов образования, путь реализации которых и составляет его смысл.

Словарь русского языка трактует понятие «идеология» как систему идей, представлений, выраженную в разных формах общественного сознания -философии, политике, праве, морали, искусстве, религии, и отражающую коренные интересы классов, социальных групп».

Понятия «идеология» и «история» в единстве составляют соотнесение идеологии господствующих политических режимов с отображением действительности в исторической науки и в истории как учебной дисциплине.

На самом деле все науки строятся на той идеологии, которая господствует в обществе, но, «быть может, ни одна наука не подвергается такой степени влиянию господствующих философских систем, как история» . При этом все-таки главная задача и исторической науки и истории как учебного предмета состоит в том, чтобы «поставить её на службу истине, исторической правде, а отнюдь не идеологическим или же политическим интересам»3.

В связи с этим возрастает роль и значение гуманизации образования. В современных сложных условиях развития нашего общества, когда происходит тотальная ломка советской системы, а реформы осуществляются явно неудачно, что приводит к растерянности, путанице в идеях, программах, партиях, движениях и в целом - к социальной нестабильности, якорем спасения учителя, школы является гуманизация обучения и воспитания учащихся, обращенная на человека как личность, и , что самое главное, она не должна ориентировать школьников на восприятие идеологии через неправду.

Отсюда возникает необходимость освятить ещё один сюжет проблемы гуманизации исторического образования - историческую правду и её место в обучении истории. А.Т.Степанищев пишет: « Проблема правды в истории стара как мир. С давних пор историческая правда переплелась с фальсификациями. Однако истинные ученые( и , добавим, - учителя - В.Т.) всегда, не зависимо от времени, боролись за её чистоту, часто жертвуя своим благополучием, а то и жизнью».

Современность с провозглашенными принципами гласности и плюрализма мнений открывает перед учителями большие возможности для поисков «свей» правды. Оснований для этого достаточно: это и следование авторитету автора соответствующего учебника; оценка событий и фактов, деятелей истории, основанная на крайностях; стремление интерпретировать исторические события и факты, опираясь в основном на негативные явления, отрицательные моменты в истории, или, наоборот, выдвигая на первый план лишь положительные примеры жизнедеятельности общества и человека. Но ни одно из названных оснований, взятое в деятельности и возведенное в абсолют, не способно раскрыть перед учеником истинную правду. Историческая правда предполагает показ всего, что имело место в истории - хорошее и плохое, реакционное и прогрессивное, « выгодное» и « невыгодное». Настоящий учитель - гуманист, исповедующий гуманистические принципы образования, преподает историю правдиво, с максимальной пользой для развития сознания ученика. При этом он не станет дозировать истину, помня, что историческая правда должна быть полной. А.Б. Каменский пишет: « . история лишь тогда играет в обществе отведенную ей роль, когда снабжает это общество полной, без прикрас и изъянов, информацией . В противном же случае история перестаёт быть наукой и низводится до роли одного из средств манипуляции сознанием масс в не всегда чистых руках политиков».

Таким образом, гуманистическая философия образования открывает перед учителем истории средней общеобразовательной школы настоящий простор творческой деятельности.

Произошедшие в 1990-х гг. в обществе социально-экономические изменения поставили перед школой совершенно новые цели, задачи, требования. Они получили отражение в законе Российской Федерации 1992 г. «Об образовании». Наиболее существенные из них основываются на новых приоритетах: ныне выпускникам школ уже недостаточно обладать широкими и разносторонними знаниями, навыками и умениями их самостоятельного пополнения. Они должны быть социально активными, ответственными людьми, обладающими определенным жизненным опытом, способными к адаптации и социализации в современной жизни, в условиях рыночных отношений ( в классической политэкономии они называются «капиталистическими»). В соответствии с новой образовательной концепцией стал осуществляться отказ от монополии государственно-партийной идеологии; произошла потеря прежних методических ориентиров; было провозглашено обращение к ценностям, связанным с лучшими национальными и мировыми традициями; вводимая структура исторического образования должна была обеспечить становление целостной структуры знаний о человеке и обществе; « охватить весь комплекс проблем того или иного периода, связанный с духовной культурой, психологией, бытом, нравами, с традициями» .

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Похожие статьи:

Самоконтроль использования времени
Специалисты в течение дня выполняют десятки и даже сотни различных видов работ и тем самым создают себе иллюзию того, что везде и во всем успевают. Однако анализ их работы свидетельствует о том, что, тратя минимум времени на максимум различных видов работ, они не могут дать глубокого анализа реальн ...

Методы обучения
Метод деятельности – это способ её осуществления, который ведёт к достижению поставленной цели. Методы обучения – это, с одной стороны, методы преподавания, а с другой – учения (В.И. Андреев). Методы преподавания – это разработанная с учетом дидактических закономерностей и принципов система приёмов ...

Проблемы организационного характера
Первая проблема. На сегодня нет единой точки зрения на то, с какого компонента и как следует начинать формирование учебной деятельности. Высказываются мнения, подтвержденные результатами экспериментальной работы, что это лучше всего делать, начиная с: -контрольного компонента (Д.Б.Эльконин и др.); ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru