Образование: статьи и материалы » Смена концептуальных приоритетов в историческом образовании в 1990-х - начале XXI в

Смена концептуальных приоритетов в историческом образовании в 1990-х - начале XXI в

Страница 3

Вместе с тем, понятие «идеология» в учительском обиходе приобретает все более негативное значение, вытесняющее его основной смысл. Ретроспективный взгляд на развитие образования показывает, что позиция личности учащегося в учебно-воспитательном процессе всегда устанавливалась идеологически, то есть в соответствии с мерой - определенным набором норм и ограничений. Выделив два образовательных направления - формирующее и развивающее, - не сложно обнаружить, что функция нормирования присуща как первому, так и второму.

Образование не может быть деидеологизированным, поскольку по сути своей «идеология» в педагогике есть не что иное как понятие соответствующее идеям, идеалам и ценностям, способствующее определению целей и принципов образования, путь реализации которых и составляет его смысл.

Словарь русского языка трактует понятие «идеология» как систему идей, представлений, выраженную в разных формах общественного сознания -философии, политике, праве, морали, искусстве, религии, и отражающую коренные интересы классов, социальных групп».

Понятия «идеология» и «история» в единстве составляют соотнесение идеологии господствующих политических режимов с отображением действительности в исторической науки и в истории как учебной дисциплине.

На самом деле все науки строятся на той идеологии, которая господствует в обществе, но, «быть может, ни одна наука не подвергается такой степени влиянию господствующих философских систем, как история» . При этом все-таки главная задача и исторической науки и истории как учебного предмета состоит в том, чтобы «поставить её на службу истине, исторической правде, а отнюдь не идеологическим или же политическим интересам»3.

В связи с этим возрастает роль и значение гуманизации образования. В современных сложных условиях развития нашего общества, когда происходит тотальная ломка советской системы, а реформы осуществляются явно неудачно, что приводит к растерянности, путанице в идеях, программах, партиях, движениях и в целом - к социальной нестабильности, якорем спасения учителя, школы является гуманизация обучения и воспитания учащихся, обращенная на человека как личность, и , что самое главное, она не должна ориентировать школьников на восприятие идеологии через неправду.

Отсюда возникает необходимость освятить ещё один сюжет проблемы гуманизации исторического образования - историческую правду и её место в обучении истории. А.Т.Степанищев пишет: « Проблема правды в истории стара как мир. С давних пор историческая правда переплелась с фальсификациями. Однако истинные ученые( и , добавим, - учителя - В.Т.) всегда, не зависимо от времени, боролись за её чистоту, часто жертвуя своим благополучием, а то и жизнью».

Современность с провозглашенными принципами гласности и плюрализма мнений открывает перед учителями большие возможности для поисков «свей» правды. Оснований для этого достаточно: это и следование авторитету автора соответствующего учебника; оценка событий и фактов, деятелей истории, основанная на крайностях; стремление интерпретировать исторические события и факты, опираясь в основном на негативные явления, отрицательные моменты в истории, или, наоборот, выдвигая на первый план лишь положительные примеры жизнедеятельности общества и человека. Но ни одно из названных оснований, взятое в деятельности и возведенное в абсолют, не способно раскрыть перед учеником истинную правду. Историческая правда предполагает показ всего, что имело место в истории - хорошее и плохое, реакционное и прогрессивное, « выгодное» и « невыгодное». Настоящий учитель - гуманист, исповедующий гуманистические принципы образования, преподает историю правдиво, с максимальной пользой для развития сознания ученика. При этом он не станет дозировать истину, помня, что историческая правда должна быть полной. А.Б. Каменский пишет: « . история лишь тогда играет в обществе отведенную ей роль, когда снабжает это общество полной, без прикрас и изъянов, информацией . В противном же случае история перестаёт быть наукой и низводится до роли одного из средств манипуляции сознанием масс в не всегда чистых руках политиков».

Таким образом, гуманистическая философия образования открывает перед учителем истории средней общеобразовательной школы настоящий простор творческой деятельности.

Произошедшие в 1990-х гг. в обществе социально-экономические изменения поставили перед школой совершенно новые цели, задачи, требования. Они получили отражение в законе Российской Федерации 1992 г. «Об образовании». Наиболее существенные из них основываются на новых приоритетах: ныне выпускникам школ уже недостаточно обладать широкими и разносторонними знаниями, навыками и умениями их самостоятельного пополнения. Они должны быть социально активными, ответственными людьми, обладающими определенным жизненным опытом, способными к адаптации и социализации в современной жизни, в условиях рыночных отношений ( в классической политэкономии они называются «капиталистическими»). В соответствии с новой образовательной концепцией стал осуществляться отказ от монополии государственно-партийной идеологии; произошла потеря прежних методических ориентиров; было провозглашено обращение к ценностям, связанным с лучшими национальными и мировыми традициями; вводимая структура исторического образования должна была обеспечить становление целостной структуры знаний о человеке и обществе; « охватить весь комплекс проблем того или иного периода, связанный с духовной культурой, психологией, бытом, нравами, с традициями» .

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Похожие статьи:

Влияние личностных качеств на формирование репутации молодых людей
Одним из важнейших факторов, определяющих высокую репутацию студента, является восприятие обществом его личностных качеств. Умение мыслить предполагает наличие высокого интеллекта, жизненной мудрости, широкого кругозора, любознательности, рассудительности; умение генерировать идеи - видеть и учитыв ...

Определение принципов психопрофилактики школьной дезадаптации
Психопрофилактика – это система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей. Основываясь на результатах проведенного исследования, попробуем определить основные принципы психопрофилактики школьной дезадаптации ...

Направления и условия эффективного развития познавательной активности у обучаемых
Создание учебной потребности возможно за счет построения направленного затруднения или затруднения в действии, преодоление которого требует дополнительного действия, предполагающего потребность в приобретении знаний, умений, готовности, соответствующей новой для обучаемого деятельности или деятельн ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru