Образование: статьи и материалы » Смена концептуальных приоритетов в историческом образовании в 1990-х - начале XXI в

Смена концептуальных приоритетов в историческом образовании в 1990-х - начале XXI в

Страница 6

За последние годы выпущено в свет значительное количество учебных книг, изданных как в Москве, так и на местах. Федеральный комплект на сегодняшний день включает в себя свыше 40 названий учебников по истории. Кроме того, существует несколько десятков экспериментальных, региональных, вспомогательных, дополнительных и прочих пособий для средней общеобразовательной школы. Обилие вариативных учебных книг по истории поставило перед учителем школы серьезные проблемы: во-первых, проблемы освоения всего комплекса книжной продукции; во-вторых, - овладения навыками работы с учебной книгой по истории, написанной на принципиально новом уровне; в-третьих, - выбора учителем тех учебных книг, которые в полной мере отвечают современным целям и задачам исторического образования, требованиям современной методики, концепции самого учителя, ибо во всех случаях именно он остаётся руководителем процесса обучения. Среди вариативных пособий преобладают книги по отечественной истории, особенно по истории XIX-XX столетий. Данные учебники обеспечили переход от линейной к концентрической структуре исторического образования.

Произошел отход от моноучебников, возник рынок вариативных пособий, но, к сожалению, часто сомнительного содержания. Зачастую в новейшей учебной исторической литературе можно встретить искажения истории, фальсификацию фактов и даже злопыхательские оценки нашего прошлого. В.Ю. Троицкий пишет, анализируя учебники по истории: « . Как правило, из прошлого изымается тот глубинный смысл, на котором только и можно воспитывать национальное сознание. Умышленно отодвигают главное -развитие великих духовных национальных традиций и начал русской жизни. В нашей школе история разрывается на части: события славного прошлого Отечества, сведения о великих исторических личностях не осмысливаются в их единстве на путях к созданию Великой России. Из исторических повествований вытравливают тон уважительного отношения к старине, к предкам, славою которых, как справедливо заметил Пушкин, должно гордиться. Наконец, методически пропускаются в учебном курсе ключевые понятия исторической науки, без которых её изучение теряет убедительность и смысл». В этих условиях появились учебники, базирующиеся на различных идеологических подходах (государственно-патриотических, либеральных и социалистических и др.). Среди вышеуказанных учебников есть хорошие и даже очень хорошие пособия. Но ситуация в целом признается ( официально и полуофициально) весьма тревожной. Достаточно ознакомиться с концепцией исторического образования в двенадцатилетней школе, где отсутствуют единые критерии отбора содержания исторического материала, что порождает разнобой научных подходов к его освещению в школьных курсах. Авторы предложенной концепции за отсутствием в современной науке единого методологического подхода предлагают школьникам изучать историю на принципах частных внутридисциплинарных методов, упуская из внимания возрастные особенности учащихся. Таким образом, авторы данного материала прелагают российскому школьнику изучать историю ради самой истории. Однако школьные курсы, отражающие разнообразные (подчас противоположные) концепции исторического развития вряд ли будут способствовать формированию общей теоретической базы исторического образования. Многие проблемы учебника остались до сих пор нерешенными: деидеологизация учебников снизила их воспитательный потенциал; в ряде учебников сохраняется публицистическая манера изложения, что противоречит главному требованию школьного учебника - соответствовать возрастным способностям учащихся; наблюдается тенденция к механической замене прежних оценок событий, явлений, процессов научно необоснованными; особое внимание авторы многих учебников по-прежнему уделяют экономической и социально-политической истории; не преодолена традиция рассмотрения отечественной истории вне контекста всемирной истории; оперативное обновление содержания исторического образования в учебниках не сопровождается качественным методическим обеспечением; методический аппарат учебников вызывает серьезные нарекания учащихся и учителей.

Сегодня первоочередной задачей является разработка нового поколения учебников, в состав которых войдет обязательный минимум содержания по истории для основной и полной средней школы, а также учебных пособий для школ и классов гуманитарного профиля.

Однако их созданию по-прежнему мешает отсутствие общегосударственной национальной доктрины. До ее формирования концепция современного учебника истории может быть создана только на основе консенсуса различных политических сил. В школе не должны появляться консервативно-монархические, право - и леворадикальные учебники.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Похожие статьи:

Практические рекомендации по совершенствованию технико-тактической подготовленности юных спортсменов в дзюдо
В течение первого года занятий на физическую подготовку, ознакомление с некоторыми вопросами теории борьбы, паузы отдыха и др. целесообразно отводить около 70-75%, а на изучение и совершенствование техники борьбы - около 25-30% времени урока. А во второй год соответственно 65-70 и 30 -35%. В дзюдо ...

Основные требования к использованию метода проектов. Типы проектов
Е.С. Полат перечисляет следующие требования к использованию метода проектов: 1) наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; 2) практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов; ...

Особенности информационных технологий в повышении качества знаний учащихся
Вокруг проблемы качества образования ведётся много споров. Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений. Каждый ищет её решения по-своему. Качество образования сводится к качеству обучения. Именно обученность ребёнка, вне зависимости от тог ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru