Образование: статьи и материалы » Смена концептуальных приоритетов в историческом образовании в 1990-х - начале XXI в

Смена концептуальных приоритетов в историческом образовании в 1990-х - начале XXI в

Страница 4

Главный акцент в законе « Об образовании» был сделан на демонтировании системы обязательного всеобщего среднего образования и замене его «основным» ( в пределах девятилетнего), отходе от единого типа учебных заведений: наряду с обычными средними общеобразовательными школами получили развитие школы с углубленным изучением отдельных предметов ( гуманитарных, иностранных языков, физико-математических и др.), возрождались дореволюционные типы школ (гимназии, лицеи); утвердились не только государственные, но и общественные и частные образовательные учреждения с авторскими концепциями, определяющими их деятельность. Целевые установки подобных типов школ определены довольно четко -обеспечение более высокого по сравнению с обычной средней общеобразовательной школой уровня образования, соответствующего современным достижениям в области науки, производства, культуры.

Начавшаяся реформа образования осуществлялась в сложных условиях перехода от одной фазы общественного развития к другой.

Каждый новый перелом в политическом развитии нашей страны всегда сопровождался радикальным реформированием системы исторического и обществоведческого образования. Вызывалось это сменой ориентиров общего движения страны, изменением целей и задач общественного развития. История как базовая наука и как школьный предмет всегда отражает эти перемены.

Хотя и есть закон « Об образовании», на основе которого разворачивается реформа школы, но, к сожалению, до сего дня не разработана национальная доктрина образования. В значительной мере, как показывает эволюционный опыт предшествовавших эпох, многие трудности современной школы связаны с этим фактом. Модернизационные процессы в области образования носят « догоняющий» характер и идут под влиянием заимствованных у западных стран педагогических технологий и адаптации отечественного образования к западным образцам.

Однако школа не может функционировать в ожидании появления национальной доктрины. Поэтому особо острой проблемой стала утверждение новой концепции исторического образования, задач по выработки основных направлений, ориентиров развития школьного исторического образования. Вышеизложенные обстоятельства вызвали разнонаправленные процессы. Получив право выбора концепций, программ, приблизивших тем самым российскую школу к общемировым образовательным процессам, школа же стала проводником нарушений гражданских прав учащихся: стало невозможно сменить учреждение и продолжить образование без ущерба преемственности в образовании. Разрешение сложившейся ситуации требовало появления нормативных требований к образованию в целом и историческому в частности.

В качестве таковых явились методические письма Министерства образования РФ: «О переходе на новую структуру исторического и обществоведческого образования» от 11.05.93 г.; «О структуре исторического и обществоведческого образования на 1993 - 1994 и 1994 - 1995 учебные годы» от 05.07.1993 г.; «О преподавании курсов истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в 1994 - 1995 учебном году» от 21.06.1994 г.

Эти документы предлагали школам осуществление перехода от линейной (5 - 11 классы) к концентрической (5-9и 10- 11 классы) структуре исторического и обществоведческого образования в связи с введением обязательного основного девятилетнего образования; отказ от монополии единственной государственной идеологии в сфере преподавания гуманитарных дисциплин, многообразие концептуальных подходов к изучению исторического процесса; обновление содержания исторического образования; создание учебников для вариативной системы обучения.

Таким образом, вопрос о переходе к новой структуре исторического образования в 1990-е гг. стал одним из самых актуальных и болезненных для многих учителей. На страницах специализированных газет и журналов развернулись дискуссии по основным проблемам школьного исторического образования, которые выявили острые и болезненные проблемы в системе: отсутствие ясных представлений о целях и задачах изучения истории в школе; неопределенность содержания исторических курсов, отсутствие простых и четких рекомендаций, на которые мог бы ориентироваться учитель, занимаясь планированием уроков; некоторая невнятность предлагаемых в последние годы нововведений, в особенности связанных с разработкой государственных стандартов исторического образования и с переходом к новой структуре изучения истории; концептуальная неразбериха, побуждающая авторов многих публикаций идти по привычному, по типовому пути - выискивать некую универсальную теорию и использовать ее как основу осмысления и преподавания истории; трудности, связанные с ориентацией в мире учебной и методической литературы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Похожие статьи:

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России
Основная образовательная программа– системно организованное единство целей, содержания образования и условий организации образовательного процесса, фиксируемое следующей учебно-методической документацией: учебным планом; рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); программа ...

Особенности восприятия телеинформации младшими школьниками
Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно ...

Изучение деятельности классного руководителя
Деятельность классного руководителя многоаспектна и разнообразна и направлена на работу и с детским коллективом, и с родителями. Важной в этой деятельности является индивидуальная работа с каждым учеником. Существует 4 типа задач, которые решаются классными руководителями в процессе взаимодействия ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru