Образование: статьи и материалы » Смена концептуальных приоритетов в историческом образовании в 1990-х - начале XXI в

Смена концептуальных приоритетов в историческом образовании в 1990-х - начале XXI в

Страница 5

Вместе с тем закон « Об образовании» 1992 г. позволяет раскрыть творческие возможности учителя: разработку вариативных учебных планов, методов обучения, свободу творчества. Он усиливает демократические черты в управлении народным образованием, в развитии гуманизации и гуманитаризации учебной деятельности.

В связи с этим учитель и школа в значительной мере сумели преодолеть трудности перехода к новым явлениям, л на^сегодняшний день можно сделать вывод, что в реформировании исторического и обществоведческого образования достигнуто большое количество положительных результатов. К настоящему времени в значительной степени сформировалась новая методология исторического хїбразования. Она основана на принципе гуманизации, гуманитаризации и вариативности. Согласно появившимся концептуальным подходам к содержанию образования подготовлена учебная литература. По основным курсам истории имеются учебно-методические комплексы. Сформированы условия для управления содержанием исторического образования на основе обязательных минимумов содержания образовательных программ основной общеобразовательной школы. Подготовлены требования к содержанию исторического образования в средней школе и примерные обязательные программы.

Несмотря на столь значительные успехи в реформации исторического образования, в начале XXI в. остаются нерешенными еще многие вопросы: во-первых, в системе историко-обществоведческого образования практически отсутствует или малоэффективна степень преемственности между ступенями образования; во-вторых, в настоящее время в России практически сформировалась модель исторического образования, включающая три концентра, но они не обеспечены должным образом научно-методической литературой, что делает данное достижение малоэффективным в системе общего реформирования образования; в-третьих, необходимо найти оптимальный баланс федеральных, национально-региональных и локальных компонентов содержания образования.

Особое место в реформировании исторического образования занимает проблема школьного учебника по истории. С начала 1990-х гг. в российскую школу начали поступать учебники, которые впоследствии получили название «учебники нового поколения». Однако, примечателен тот факт, что учебные пособия советской системы образования, как раз и включены были на тот момент в федеральный компонент.

В эти годы в школьную программу внедряются учебники, написанные с позиций цивилизационного подхода таких авторов как Л. Кацва, А. Юрганов. История России VIII - XV вв. М., 1993, 1996; Л. Кацва, А. Юрганов История России XVI - XVIII вв. М., 1994; История. Мир в новое время (1640 г - 1870 гг.)/ Под редакцией А. Юдовской. СПб., 1996. и др.

В этих учебник идет обновление материала, за счет параграфов касающихся вопросов общественной жизни, где затрагиваются вопросы морали, быта, религии, семейных устоев и т.д. Учебники отражающие культурологический подход, таких авторов как Трухина Н. История древней Греции., М., 1993, Бойцов М., Шкуров Р. История средних веков. М., 1994. и др. разрушают традиционную схему изучения школьной истории по экономическим, политическим вопросам, заостряя внимание на узловых противоречиях освещаемой эпохи.

Эти учебники отличают и иная постановка традиционных вопросов и заданий в конце параграфа. Так, например Н. Трухина делит их на «Вопросы для пересказа» и «Вопросы для беседы». Коллектив учебника по новейшей истории предлагает: Вопросы и задания для самопроверки. Задания для закрепления материала. Вопросы для обсуждения. Задания для высказывания собственной точки зрения. Таким образом, авторы стремятся разработать многоуровневую систему заданий и вопросов.

Наряду с неоспоримыми достоинствами данных учебных пособий есть и существенные недоработки так в методическом аппарате отсутствует терминологическая база. Стремясь использовать в качестве иллюстративного материала подлинные картины, учебники представленных авторов страдают отсутствием яркой иллюстрации, что является, по мнению автора диссертации, методической недоработкой т.к. учащиеся, а это 11-12 летние подростки усваивают материал «разбавленный» яркими образами.

Сложнее сложилась обстановка с учебными пособиями для II концентра, особенно с учебниками по истории XX в., федеральный компонент предлагал к использованию учебники Островского, Уткина, которые не были восприняты учителями истории. Во-первых, содержание материала дано в форме абстрактных рассуждений , отсутствия последовательности и хронологии в изложении; очень слабый и методический аппарат, отсутствуют какие-либо справочные материалы, комментарии, вопросы и задания призваны лишь для пересказа прочитанного.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Похожие статьи:

Методические рекомендации по использованию дидактических игр как средства развития наглядно-образного мышления дошкольников
Решение задач в образном плане на использование вспомогательных средств в проблемной ситуации детьми 5-6 лет происходит наиболее успешно, если использовать в процессе обучения игры типа «Достань шарик», «Как достать», «Поставь машину в гараж» и другие, в которые непосредственно включены разнообразн ...

Виды работы над новым словом
Первым шагом в этой работе является введение нового слова. На этом этапе предполагается проведение многоплановой работы. Предъявление слова. В настоящее время использую следующие способы: - чтение загадки, отгадывание её учащимися; - рассматривание предметной картинки (из набора «Картинный словарь» ...

Типы и виды уроков
Основной и ведущей формой обучения является урок как главное звено всей классно-кабинетной работы. Другие формы обучения применяются как правило, в тесной связи с уроком для более глубокого полноценного решения задач обучения. Сущность и назначение урока. Урок представляет собой ограниченную во вре ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru