Образование: статьи и материалы » Смена концептуальных приоритетов в историческом образовании в 1990-х - начале XXI в

Смена концептуальных приоритетов в историческом образовании в 1990-х - начале XXI в

Страница 8

В практике преподавания истории в школе в 1990-х г. представляла интерес и модульная технология. Впервые данный метод преподавания (в последнее время появилась тенденция в педагогической науке заменять этот термин понятием «технология») появился в одном из номеров «Истории», еженедельного приложения к газете «Первое сентября». Автор - преподаватель из Москвы М.Н.Чернова - предложила описание некоторых особенностей освещаемой технологии, причем описание подкреплялось разработкой урока по теме: « Причины и начало первой мировой войны»1. Данный подход к методическому построению урока нашел признание в среде учителей истории. В последующих номерах данного издания появляются разработки уроков по данной технологии учителей из Москвы2, Самарской3, Псковской4 и др. областей. Сущность данного понятия раскрывается через техническую терминологию: «конструкции», «блоки», «технологии». Модульная технология рассматривает учебный процесс как единое образовательное целое, которое имеет составные части (элементы), поддающиеся формализации.

Модульную конструкцию уроков истории можно определить как взаимосвязанное расположение отдельных частей (блоков), в совокупности составляющих законченную целостную структуру, получившую название «модульной технологии». Данная методика основана на представлении о том, что каждый урок должен способствовать усвоению учениками новой информации, новых знаний, умений и навыков. Подобные задачи ставит перед собой и классическая дидактика, уроки которой строятся по стандартной схеме. Модульная же технология предлагает достаточно гибкую схему построения урока. Она включает следующие блоки:

- особенности изучаемого материала (смысловой блок);

-уровень подготовки как отдельного ученика, так и всего класса (опорный блок);

-организация работы по привитию минимальных навыков к осмысленному применению их в решении проблемного или познавательного задания (блок задач). Сильной стороной модульной технологии урока истории является логическая последовательность развития урока от мотивационной беседы к завершающему этапу, для обозначения которого пользуются термином «рефлексия» (от латинского reflexio - отражение), что в научном понимании определяется как анализ собственных мыслей, размышление. Использование рефлексии в качестве обязательного элемента каждого урока - наиболее существенное структурное нововведение в преподавании. Остальные элементы структуры урока хорошо вписываются в классическую схему комбинированного урока. Иными словами, модульный урок включает элементы:

1. Мотивационная беседа. Это то, что учителя обычно понимают как организационный момент урока и введение в тему.

2. Входной контроль. Это проверка домашнего задания и повторение ранее изученного.

3. Далее следует работа по изучению нового материала.

4. Завершающий контроль - закрепление изученного материала и проверка усвоенного на уроке.

5. Последний этап урока - рефлексия.

Суть рефлексии состоит в том, что ученикам предлагаются стандартизированные вопросы, ответы на которые оцениваются по десятибалльной шкале самим учеником, то есть это - своеобразная самооценка знаний познающим субъектом - учеником, сделанная публично.

Оппоненты методики модульной технологии как раз и возражают против такого рода самооценок учеников. Видимо, здесь есть доля справедливой критики, ибо, действительно, способность к публичной самооценке присуща лишь ярко выраженным экстравертам, а обычному ученику, кои преобладают в нашей действительности, сделать рефлексию сложно. Во-вторых, критике подвергается использование терминологии ( модуль, модульная система, блоки и т.д.) в лексике гуманитарных дисциплин.

Автор диссертации предприняла попытки внедрения данной технологии в практику собственной работы. Полученные результаты позволяют сделать некоторые выводы:

- во-первых, уроки по данной технологии целесообразны лишь при изучении тем, содержащих большой объем теоретических знаний, которые представляются возможным для самостоятельного изучения учащимися. Таким образом, не каждая тема учебного плана впишется в эту систему;

- во-вторых, данная методика даёт возможность для систематизации учителем его приёмов организации самостоятельной работы с учащимися, что в конечном итоге может способствовать к приобщению к аналитической работе некоторой части школьников, т.к. далеко не все имеют способности к данному виду мышления. Поэтому, этот метод требует продуманной системы дифференцированных заданий, ориентирующихся на применение разных стилей мышления;

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10


Похожие статьи:

Характеристика эвристических методов
Для выбора основания классификации методов эвристического обучения Хуторской А.В. обратился к основным видам эвристической образовательной деятельности, классифицировав их согласно этим видам – на оргдеятельностные, когнитивные и креативные. Когнитивные методы: - метод вживания, (с помощью чувствен ...

Проектирование учебного занятия в форме лабораторного занятия по дисциплине «Статистика» специальности Менеджмент
Тема учебного занятия: «Метод группировок в статистике». Цели лабораторного занятия: Образовательная – научить студентов использовать метод группировок, определять группировочный признак, находить интервалы. Воспитательная – стимулировать потребность в формировании ответственности, коллективизма, с ...

Занятия по развитию речи как средство познавательного развития ребенка
Одним из основных средств общего психического развития является обучение. Это — целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством педагога дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений. Роль обучения в овладении ребенком родным языком подчеркивалас ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru