- в-третьих, работа по данной системе требует больших затрат времени и средств, т.к. в своей сути ориентируется на применение различных источников и текстового материала, в котором необходимо выделить существенные моменты с целью доступности возрастным особенностям учащихся. А затем необходимо откорректированные тексты предоставить каждому ученику, да еще с дифференцированными заданиями, с тем, чтобы ребенок имел возможность выбора уровня сложности задания и из урока в урок прослеживать динамику уровня своей обученности.
Таким образом, данная технология имеет свои положительные и отрицательные стороны. Однако необходимо учитывать тот факт, что абсолютизация любого метода недопустима. Модульная же технология требует взвешенного творческого подхода к её применению. В то же время систематичность её применения способна обеспечить решение некоторых задач школьного исторического образования: повысить мотивацию познавательной деятельности, осуществлять различные виды контроля усвоения знаний от учительской проверки до само - и взаимоконтроля, стимулировать самостоятельность детей, работающих по преимуществу индивидуально и т.д.
Конец XX столетия характеризовался изменением концептуальных подходов к целям, задачам и содержанию образования. Главной задачей образования становилось не столько «овладение суммой знаний», сколько развитие творческого, самостоятельного мышления, а также формирование умений и навыков, необходимых для самостоятельного поиска, анализа и оценки информации. Лишь активное накопление опыта самостоятельного приобретения новых знаний на основе применения ранее усвоенных, может отвечать потребностям современного процесса обучения.
В последние годы возникло и стремительно растет мощнейшее информационное поле - Интернет.
Новые информационные технологии (НИТ), позволяющие, в частности, передавать по Интернету текст, звук, графику, любой видеоряд, могут оказаться весьма полезными в учебном процессе. Специфика НИТ заключается в том, что они предоставляют пользователю (учителю и учащимся) громадные возможности выбора источников сведений: информация в сети, базовая информация на серверах, разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных центров, вузов, музеев; информация, содержащаяся на гибких дисках, на лазерных дисках (технологии CD - ROM).
Само время диктует необходимость свободного владения компьютерной техникой. Практика показывает, что учащиеся вполне могут самостоятельно получать навыки работы в Интернете. Следовательно, педагоги обязаны сами овладеть новейшими технологиями, у них нет выбора. Либо они сумеют использовать огромные образовательные возможности Интернета, по-новому организовать процесс обучения, направить усилия на формирование у учащихся самостоятельного творческого мышления, либо процесс выйдет из-под контроля. При этом ни компьютер сам по себе, ни Интернет, ни какое-либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение. Учитель остается организатором и руководителем образовательно-воспитательного процесса.
Успешное усвоение учащимися школьного курса истории оказывает глубокое воздействие на формирование мировоззрения личности. Использование возможностей НИТ способствует как реализации целей и задач курса истории, так и задач общепедагогических. Использование НИТ, в частности, материалов, размещенных на различных серверах Интернета, способно существенно углубить содержание исторического материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков.
В связи с этим актуальной становится проблема исследования дидактических и методических возможностей Интернета - в частности, с целью выработки рекомендаций для использования извлеченной из сети информации на уроках истории.
Также огромную помощь в изучении истории могут оказать справочные сайты: «Вопросы истории России от начальных времен до образования Империи». Сайт организован как электронный справочник: имеется хронологический список правителей Руси и России, предметный указатель, именной указатель. Иллюстрированный материал включает богатый геральдический материал.
Особый интерес вызывает сайт «История восстания декабристов». В Интернете имеется виртуальный «Музей декабристов», материалы которого расположены по разделам «Мемуары», «Архив», «Галерея», «Наследие» (статьи и воспоминания самих участников восстания). Значительный интерес может вызвать раздел «Взгляд с той стороны», где декабристы показаны глазами следователей и судей. Методические возможности представленного сайта огромны. Например, при изучении данной темы (VIII и XI классы) учитель может дать опережающее задание: «Почему план декабристов, составленный вечером накануне выступления, не был реализован?». Поручив учащимся воспользоваться материалами алфавитного указателя, учитель с ребятами сумеют проследить, чем конкретно занимался каждый из лидеров Северного общества в день 14 декабря 1825 года.
Похожие статьи:
Формы организации эстетического воспитания
Эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении осуществляется в разных формах в зависимости от принципа руководства их деятельностью, способа объединения дошкольников, вида деятельности. Воспитатель управляет процессом развития детей. Дети и сами любят художественную деятельность, и часто по ...
Работа над «зрительным» образом слова
Ученики могут определить нужную букву, обратившись к орфографическому словарику. Это будет способствовать накоплению опыта работы со словарями, формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно. Для лучшего усвоения орфографического облика слова на этой стадии ...
Содержание студийных занятий и самостоятельных работ студентов
Подготовительные упражнения, оборудования и инструменты. Учебные помещения для рисования имеют специальное оборудование, состоящие из различных мольбертов для крепления бумаги, подставок для натуры, набора учебного реквизита (гипсовых слепков геометрических дел, орнаментов, архитектурных деталей, о ...