- в-третьих, работа по данной системе требует больших затрат времени и средств, т.к. в своей сути ориентируется на применение различных источников и текстового материала, в котором необходимо выделить существенные моменты с целью доступности возрастным особенностям учащихся. А затем необходимо откорректированные тексты предоставить каждому ученику, да еще с дифференцированными заданиями, с тем, чтобы ребенок имел возможность выбора уровня сложности задания и из урока в урок прослеживать динамику уровня своей обученности.
Таким образом, данная технология имеет свои положительные и отрицательные стороны. Однако необходимо учитывать тот факт, что абсолютизация любого метода недопустима. Модульная же технология требует взвешенного творческого подхода к её применению. В то же время систематичность её применения способна обеспечить решение некоторых задач школьного исторического образования: повысить мотивацию познавательной деятельности, осуществлять различные виды контроля усвоения знаний от учительской проверки до само - и взаимоконтроля, стимулировать самостоятельность детей, работающих по преимуществу индивидуально и т.д.
Конец XX столетия характеризовался изменением концептуальных подходов к целям, задачам и содержанию образования. Главной задачей образования становилось не столько «овладение суммой знаний», сколько развитие творческого, самостоятельного мышления, а также формирование умений и навыков, необходимых для самостоятельного поиска, анализа и оценки информации. Лишь активное накопление опыта самостоятельного приобретения новых знаний на основе применения ранее усвоенных, может отвечать потребностям современного процесса обучения.
В последние годы возникло и стремительно растет мощнейшее информационное поле - Интернет.
Новые информационные технологии (НИТ), позволяющие, в частности, передавать по Интернету текст, звук, графику, любой видеоряд, могут оказаться весьма полезными в учебном процессе. Специфика НИТ заключается в том, что они предоставляют пользователю (учителю и учащимся) громадные возможности выбора источников сведений: информация в сети, базовая информация на серверах, разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных центров, вузов, музеев; информация, содержащаяся на гибких дисках, на лазерных дисках (технологии CD - ROM).
Само время диктует необходимость свободного владения компьютерной техникой. Практика показывает, что учащиеся вполне могут самостоятельно получать навыки работы в Интернете. Следовательно, педагоги обязаны сами овладеть новейшими технологиями, у них нет выбора. Либо они сумеют использовать огромные образовательные возможности Интернета, по-новому организовать процесс обучения, направить усилия на формирование у учащихся самостоятельного творческого мышления, либо процесс выйдет из-под контроля. При этом ни компьютер сам по себе, ни Интернет, ни какое-либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение. Учитель остается организатором и руководителем образовательно-воспитательного процесса.
Успешное усвоение учащимися школьного курса истории оказывает глубокое воздействие на формирование мировоззрения личности. Использование возможностей НИТ способствует как реализации целей и задач курса истории, так и задач общепедагогических. Использование НИТ, в частности, материалов, размещенных на различных серверах Интернета, способно существенно углубить содержание исторического материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков.
В связи с этим актуальной становится проблема исследования дидактических и методических возможностей Интернета - в частности, с целью выработки рекомендаций для использования извлеченной из сети информации на уроках истории.
Также огромную помощь в изучении истории могут оказать справочные сайты: «Вопросы истории России от начальных времен до образования Империи». Сайт организован как электронный справочник: имеется хронологический список правителей Руси и России, предметный указатель, именной указатель. Иллюстрированный материал включает богатый геральдический материал.
Особый интерес вызывает сайт «История восстания декабристов». В Интернете имеется виртуальный «Музей декабристов», материалы которого расположены по разделам «Мемуары», «Архив», «Галерея», «Наследие» (статьи и воспоминания самих участников восстания). Значительный интерес может вызвать раздел «Взгляд с той стороны», где декабристы показаны глазами следователей и судей. Методические возможности представленного сайта огромны. Например, при изучении данной темы (VIII и XI классы) учитель может дать опережающее задание: «Почему план декабристов, составленный вечером накануне выступления, не был реализован?». Поручив учащимся воспользоваться материалами алфавитного указателя, учитель с ребятами сумеют проследить, чем конкретно занимался каждый из лидеров Северного общества в день 14 декабря 1825 года.
Похожие статьи:
Экспериментальное исследование воздействия телевидения на
младших школьников
Для накопления эмпирического опыта по данной проблеме были использованы следующие методы: наблюдение за детьми в естественных условиях, интервьюирование, опрос родителей, анкетирование детей. База исследования – средняя общеобразовательная школа № 6 города Бузулука. Часто на переменах в школе, от п ...
Общее понятие аксиологии
Аксиология (от греческого axia – ценность) – философское исследование природы ценностей. Аксиология возникает в западной философии в конце 19-го начале 20 веков, как попытка разрешить некоторые сложные вопросы философии, относящиеся к общей «проблеме ценности». Аксиологический (ценностный) подход я ...
Воздействие биологических ритмов на физическую работоспособность учащихся
среднего школьного возраста
Имея понятия об основных биологических ритмах, можно рассмотреть влияние биологичеких ритмов на физическую работоспособность учащихся средних классов. Окологодовыми (цирканнуальными) называют ритмы, соответствующие смене времен года, т. е, годичные или сезонные, имея в виду, что эти ритмы подобно ц ...