Образование: статьи и материалы » Формирование профессиональной компетенции будущих дизайнеров средствами изобразительного искусства » Содержание студийных занятий и самостоятельных работ студентов

Содержание студийных занятий и самостоятельных работ студентов

Страница 15

Узнав о многочисленных эскизах и этюдах пером, сделанных сотни лет назад некоторыми из наиболее известных наших старых мастеров, вы быстро придёте к обратному выводу: мол, и в их дни к этому инструменту обращались довольно-таки часто. Однако анализ указанных произведений проясняет: в большинстве своём они либо служили предварительными набросками для картин (или фрагментов картин), рисуемых масляными красками, либо выполнялись на скорую руку для памяти о каких-то фактах, случайно возбудивших интерес. В той эпохе не видно попыток развивать рисование пером как самостоятельный вид искусства. Они происходили на протяжении небольшого числа только последних десятилетий, и сегодня рисунки пером уже не просто придатки иных произведений, краевые орнаменты или изящные виньетки, а полные, отделанные вещи с собственными сюжетами и композицией.

Изобретение и последующие улучшения различных процессов фотомеханического воспроизведения, на использование которых опираются сравнительно дешёвые и точные методы репродуцирования работ, выполненных пером, несомненно, ускорили развитие этого вида изобразительного искусства. Издатели весьма быстро оценили преимущества таких процессов, и появился спрос на рисунки пером, а художники, в свою очередь, поспешили на него откликнуться.

Рисование пером получило стимул и с другой стороны. Постепенное усовершенствование и стандартизация используемых материалов – ручек, туши, чернил, бумаги – привело к тому, что теперь их неисчислимое разнообразие стало легко доступным по разумной цене, и можно сделать выбор, удовлетворяющий требованиям любой цели.

Но даже при наличии упомянутых стимулов популярность этого вида искусства вряд ли взлетела бы столь стремительно, если бы художники, приверженные к нему, не понимали, что ручка с пером вследствие её специфических качеств требуют совершенно иного обхождения, чем любое другое средство отображения.

Пожалуй, теперь будет вполне уместно рассмотреть определённые фундаментальные принципы, имеющие отношение ко всем произведениям искусства, – принципы, с которыми эти художники, бесспорно, были знакомы, – и увидеть, как они приложим к рисованию пером.

В других средствах изобразительного искусства есть некоторые ограниченность, во-первых, помните: каждое из изящных искусств имеет свои конкретные рамки – результат развития характерных для него условностей. Во-вторых, отдавайте себе отчёт: если художник не принимает эти рамки и сопровождающие их условности, то его путь к высоким достижениям будет чрезвычайно затруднённым.

Проиллюстрируем первую мысль. Скульптор, работающий с пластичными материалами, в силах точно воссоздать едва ли не всякую природную форму, но вынужден игнорировать её цвет в подавляющем большинстве случаев. Живописец, напротив, может показать зрителю цвета в полной гамме их различий, но ограничен двумя измерениями плоского холста и, чтобы отобразить на нём третье измерение (объём) реального объекта, должен прибегать к общепринятым формальностям. Тот, кто избрал своим "оружием" кисть и тонкие серые слои, увязает в условностях ещё глубже, поскольку это средство творчества обязывает рисовальщика интерпретировать любой живой цвет неким оттенком серого, взятым из тоновой шкалы, простирающейся от ярко-светлого до крайне тёмного. С очень похожими ограничениями часто приходится мириться при использовании угольных и пастельных карандашей. Ими можно рисовать ещё и в линейной манере – тогда надо будет учитывать новые правила, которым подчиняются, в частности, применение контуров, а также передача цвета и светотеней посредством комбинирования по-разному наложенных линий. Графитовый карандаш (хотя им можно работать по установлениям, известным для тонких серых слоёв, угля и пастели) тоже имеет свои отличительные особенности, среди которых – пределы острый кончик. Итак, в обхождении с каждым средством отображения существуют отдельные условия и законы.

До этого мы обсуждали, рисунок архитектурных объектов и элементов графитным карандашом. Но здесь мы рассматриваем методы архитектурного рисунка пером и тушью. Изобразить даже одну такую некрупную деталь пером хорошо – задача не из лёгких. А она ещё и усложняется, если работать не с фотографий и не с натуры, а преимущественно "из головы", что дизайнеры архитектуры вынужден делать весьма часто. Но сколь бы ни была трудна репрезентация одиночного элемента, гораздо труднее, как правило, нарисовать строение целиком, когда "куча" элементов должна быть скомпонована в полную и красивую картину, каждая часть которой снабжена своей, строго отмеренной долей общего шарма и притягательности (точнее, заметности).

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16


Похожие статьи:

Характеристика эвристических методов
Для выбора основания классификации методов эвристического обучения Хуторской А.В. обратился к основным видам эвристической образовательной деятельности, классифицировав их согласно этим видам – на оргдеятельностные, когнитивные и креативные. Когнитивные методы: - метод вживания, (с помощью чувствен ...

Анализ существующих интенсивных методик обучения иностранному языку
За всю историю человечества было разработано великое множество различных образовательных методик. Существуют традиционные и нетрадиционные методы обучения иностранному языку. Под традиционным способом изучения иностранного языка принято понимать грамматико-переводной метод изучения. Метод основан н ...

Вопрос о методе проектов в дидактике
Метод проектов в последнее время приобретает все больше сторонников. Однако, как это часто бывает, такая популярность не радует. И вот почему. Происходит смешение или даже подмена понятий. Принятое понятие проекта предполагает «разработку замысла, идеи, детального плана того или иного практического ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru