Чтобы преодолеть негативизм, несомый закрытым учреждением, решить педагогическую задачу и способствовать решению возрастных задач была проведена работа по составлению методических рекомендаций для педагогов-воспитателей детских домов.
Основные тезисы методических рекомендаций:
– для снятия негативного психологического фона закрытого учреждения необходимо отменить жесткую регламентацию жизни внутри учреждения, обеспечить ребенка большим личностным пространством, пространством взаимодействия с другими детьми;
- для реализации возрастных задач, задач развития необходимо повышать уровень профессионализма педагогического состава учреждения через активизацию методической работы, пересмотр базы необходимых в работе педагога компетентностей, активизацию процессов самообразования педагогов;
– для успешной социализации воспитанников детского дома необходимо разрушить негативный образ закрытых образовательных учреждений, расширить поле социальных контактов воспитанников;
– для успешного решения возрастных задач детей-дошкольников необходимо активизировать учебную деятельность с использованием игровых форм, проектировать игровые пространства исходя из запросов сюжета игры, дополнять игровую деятельность дополнительными мероприятиями, ввести подготовительные мероприятия к игре, ввести дополнительные постигровые обсуждения, повышать профессионализм педагогов, разнообразить игровой материал.
Данная работа может быть использована для дальнейших исследований в области дошкольной педагогики, при создании диагностического инструментария для измерения образовательных результатов. Кроме того, работу можно использовать для составления методических руководств для педагогов специализированных образовательных учреждений закрытого типа.
В данном приложении приводятся данные по опытно-эмпирической работе с детьми по методике Н.Я. Михайленко.
На начальном этапе экспериментальной работы внимание было уделено обогащению ролевого репертуара игровой деятельности. Дети ознакомились с блоками информации о некоторых сферах реальной жизни. Комплекс игр («Пациент и врач», «Пожарные» и др.) был направлен на ознакомление детей с различными ролями, формирование понимания того, что в разных жизненных ситуациях человек исполняет разные роли.
Способом актуализации изучения социальных ролей явилась игра по станциям, в процессе прохождения которых каждый придерживался роли, используя и соответствующие атрибуты (врача, учителя, пожарного и т.д.). Участники развивали умения наблюдать и сравнивать поведение, выявляя: особенности внешности, речи, содержания диалога.
Применение социоориентированных игр позволило обеспечить позитивную динамику социальных знаний детей о многообразии социальных ролей и статусов, специфики действий в соответствии с социальными нормами и правилами; об основных социальных институтах.
Проведение занятий привело к позитивным изменениями способностей к принятию различных ролей, передаче информации (рис. 1).
Рис. 1. Динамика способностей к принятию роли
В результате эмпирической работы выявлено, что воспитанники не умеют подчиняться требованиям других детей, поставить себя на место другого, пережить общие чувства, сотрудничать друг с другом в совместной коллективной деятельности. Поэтому сутью поддержки игровой деятельности на втором этапе эксперимента являлось создание ситуации ролевого взаимодействия детей посредством методов, приемов, упражнений игровой деятельности, направленных на стимулирование речевого взаимодействия. Таким образом, мы развивали свободный диалог и инициативность в игре.
Похожие статьи:
Методы и формы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного
возраста
Методы коррекции находятся в прямой зависимости от характера педагогической запущенности, уровня воспитанности ребенка целом, воспитательных возможностей школы и семьи, конкретного поведения, его образа жизни и окружения. Методы коррекции, в конечном счете, всегда связаны с методами воспитания. Нап ...
Использование наглядности при формировании
лексических навыков говорения
На начальном этапе обучения иностранному языку наглядность особенно необходима. "Детская природа требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти ему неизвестным словам, и он будет напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребенок усвоит их на лету" (В ...
Профориентационная работа: понятие и методы
«Профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям» . Основная цель профессиональной ориентации – помочь молод ...