Образование: статьи и материалы » Игра как педагогическое средство развития детей дошкольного возраста в условиях учреждения закрытого типа » Апробация методических рекомендаций

Апробация методических рекомендаций

Страница 4

В качестве методических приемов были использованы следующие: создание чисто речевой ситуации с помощью телефона и игра по мотивам сказок, персонажи которой выполняют однотипные действия. Введение дошкольников в такую ситуацию осуществлялось в игре по мотивам стихотворения К. Чуковского «Телефон». Предполагалось, что теперь в свободной самостоятельной игре действия детей с игрушками будут в большей степени сопровождаться ролевыми диалогами, появится называние своей роли партнеру-сверстнику и ролевое обращение к нему, дети будут более свободно вступать в игровые контакты и развертывать ролевое взаимодействие друг с другом.

В ходе работы был использован индивидуальный подход, позволивший детям проявить себя в игровой деятельности – им было предложено выполнение игровых ролей, использован прием «авансирования», дающий педагогу возможность демонстрации своей уверенности в успехе воспитанника, в его умении преодолеть трудности. Целенаправленная работа привела к положительным результатам, что важно для дальнейшего развития личности ребенка (рис. 2).

Рис. 2. Динамика показателей ролевого взаимодействия

На третьем этапе опытно-экспериментальной работы основное место отводилось созданию игровой среды воспитанника, обеспечивающей интенсивное совместное участие детей в играх, гибкое ролевое взаимодействие и последовательную смену ролей.

Подбор и сочетание организованных видов игр были обусловлены потребностью развития инициативы, фантазии и активности ребенка: он был свободен в выборе сюжета, роли, в определенном изменении содержания, направления игры (при согласовании с партнером), в выборе игровых материалов и т.д. Обеспечивалась высокая эмоциональность занятий, свобода самовыражения ребенка.

В качестве критерия сформированности ролевых умений на заключительном этапе мы обозначили следующие критерии: умение взаимодействовать в команде и выбрать адекватную линию поведения. Эти умения – залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения ребенка. Действительно, чтобы подключиться к игре сверстников, ребенок должен найти себе роль, подходящую по смыслу к их ролям, в ходе игры соотносить свои действия с действиями разных партнеров.

Каким же образом можно формировать такие умения? Решение этой задачи возможно в совместной игре воспитателя с детьми, где взрослый является не руководителем, а участником, партнером. Игра должна развертываться особым образом, так, чтобы для ребенка открылась необходимость соотнесения его роли с другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры для развертывания интересного сюжета.

На третьем этапе совместная игра строилась таким образом, чтобы у ребенка была основная роль, а взрослый при развитии сюжета последовательно меняет свои роли. Играя с ребенком, мы использовали некоторое количество игрушек, стараясь уменьшить их количество, чтобы не отвлекать внимание от ролевого взаимодействия.

Игра развертывалась по мотивам сказочных сюжетов, хорошо известных детям, что позволяло им чувствовать себя более уверенно.

На следующем этапе совместная игра проводилась с небольшой группой детей. В ходе игры мы вступали в ролевое взаимодействие со многими детьми, стараясь активизировать взаимодействие между ними и создать ситуацию сотрудничества. Таким образом, у детей наметилась положительная динамика в умении изменять ролевое поведение (рис. 3).

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Как формировать свою репутацию
Положительная репутация является одним из важнейших факторов конкурентоспособности человека на рынке труда. Для ее формирования и поддержания следуйте предложенным рекомендациям. Будьте общительны, культурны и приветливы с окружающими. Будьте активны, участвуйте в общественных мероприятиях. Серьезн ...

Влияние сформированности полоролевых стереотипов на здоровье подростков
Половое созревание - центральный, стержневой процесс переходного возраста. Но процесс этот не сводится к измене биологических изменений. Человеческая сексуальность - сложное биосоциальное явление, продукт совместного действия биологических и социальная сил. Чтобы стать мужчиной или женщиной индивид ...

Игровая технология
В процессе игры срабатывают ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Основной мотив игры – это не результат, а процесс. Это усиливает развивающее значение, но делает менее очевидным образовательный эффект. Игра раскрывает ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru