Тем самым подчеркивается не организационно-структурная основа, как раньше в жестко централизированной системе образования, а, прежде всего, ее содержательная основа. Это понимание определяет целесообразность содержательно-структурного подхода к построению системы непрерывного профессионального образования, который означает приоритетность построения содержания такого образования перед ее организационными формами.
Можно выделить три принципа построения состава «содержания», соответствующих разным направлениям движения человека в образовательном пространстве: принцип многоуровневости, принцип дополнительности, принцип маневренности.
Принцип многоуровневости профессиональных образовательных программ предполагает наличие многих уровней и ступеней базового профессионального образования.
Государственный образовательный стандарт СПО является инструментом управления качеством профессионального образования и определяет, насколько качество удовлетворяет запросам личности и общества в целом.
Важным теоретическим положением концепции государственного стандарта профессионального образования является обоснование ведущей роли понятий «квалификация» и «уровень квалификации».
Ступень квалификации – это завершенный этап подготовки кадров в системе непрерывного образования, характеризуемый определенным объемом и соотношением общего и профессионального образования, требуемого для освоения профессии (специальности). Совокупность ступеней квалификации составляет квалификационную структуру профессионального образования, которая отражает традиции и тенденции развития профессиональной подготовки в России, определяет роль и место профессии или специальности в экономической системе и учитывает фактически сложившиеся требования стандарта профессионального образования развитых стран.
Уровень квалификации характеризует профессиональное мастерство конкретной личности в рамках данной ступени. Уровень квалификации зависит от обученности индивидуума и в этом контексте характеризуется такими достаточно объективными и диагностично проверяемыми параметрами, как объем знаний и умений; диапазон знаний и умений; качество знаний и умений.
Сложность и наукоемкость профессионального поля определяет требования к объему и соотношению общего и профессионального образования. Соответственно, профессии и специальности могут быть ранжированы по ступеням квалификации. В современной системе многоуровневого профессионального образования Новокузнецкого торгово-экономического техникума можно выделить пять основных ступеней квалификации (таблица 5).
Первая ступень
квалификации предполагает основное общее образование в сочетании с ускоренной профессиональной подготовкой, получаемой в различных формах.
Таблица 5 Уровни подготовки специалистов Новокузнецкого торгово-экономического техникума.
Профессионально-значимые качества будущего специалиста |
Квалификация |
Уровень профессиональной подготовки |
Блоки учебных дисциплин |
Профессиональные жизненно-личностные перспективы как часть профессионального самоопределения |
Рабочий |
1. На базе основной школы. |
Общепрофессиональный, специальный |
Профессиональное самоопределение в меняющихся условиях производственной среды; усиление творческой направленности |
Рабочий |
II. на базе основной и средней школы |
Общегуманитарный; социально-экономический; естественно-научный; общепрофессиональный |
Многосторонняя квалификация; участие в развитии и управлении производством; готовность к повышению профессионального мастерства |
Техник |
III. На базе НПО, а также полной средней школы |
Социально-экономический, обще-профессиональный, специальный, математический |
Умение правильно оценить свои силы, совмещение управленческих и исполнительных функций; готовность к исполнению высшего профессионального образования; умение создать собственное производство |
Техник повышенного уровня |
IV. После базового уровня СПО |
Специальный, общепрофессиональный, социально-экономический |
Способность творчески учиться; умение разбираться в сложных производственных ситуациях; готовность к выполнению организаторских функций в условиях сферы обслуживания |
Специалист |
V. На базе уровня СПО, после уровня вуза |
По программам вуза. |
Похожие статьи:
Составляющие воспитательного процесса в вузе
1) Педагогическая парадигма. Концепция педагогической парадигмы состоит в том, чтобы воспитать человека под влиянием принуждения, или как еще говорят – методом “кнута и пряника”. Основа воспитания в этой парадигме — власть воспитателя (педагога или родителя) над воспитанником. Соответственно воспит ...
Формирование умения образовывать глаголы детьми 5-6 лет с общим
недоразвитием речи в повседневной деятельности
Задачи обучающего этапа: апробировать подобранные методы и приёмы обучения детей 5-6 лет с ОНР различным способам словообразования в повседневной жизнедеятельности; составить комплекс наглядных пособий, картотеку дидактических игр и упражнений, используемых при обучении образованию слов-действий де ...
Особенности технологии развивающего обучения и воспитания на уроках биологии
Актуальность исследования технологии развивающего обучения и воспитания в школе на уроках биологии нацелена на будущее развитие общества. Важнейшим Школа по своей функции нацелена на будущее развитие общества. Важнейшим социальным требованием к школе является ориентация образования не только на усв ...