Образование: статьи и материалы » Использование сказки в коррекции отклонения в поведении младших школьников » Экспериментальная работа по проверке эффективности формирования произвольного поведения

Экспериментальная работа по проверке эффективности формирования произвольного поведения

Страница 3

Таким образом, организация наблюдений над изображением жизни природы предполагает следующие условия:

активизацию личного опыта учащихся и их впечатлений от природы

четко определили детали, составные части пейзажа, так как конкретность мышления детей не терпит неопределенных картин

обращали внимание на словесное оформление пейзажей, отдельные слова текста становятся опорно-ключевыми в воссоздаваемой картине

определяли настроение описания природы (печальные осенние дни, торжественно-прекрасная ночь, таинственно-мрачный лес).

Формирование интереса к изображению природы в литературном произведении обогащает маленького читателя не только эстетически. Чуткость ко всему живому, сочувствие, сострадание к неразумным, беззащитным, слабым существам проявляется тем сильнее, чем полноценнее художественное восприятие этих произведений, чем ярче читательские образы.

Литературное развитие-процесс длительный и сложный, который начинается с первых шагов приобщения младших школьников к настоящей литературе на уроках чтения. Это движение обусловлено активностью мыслей и чувства, памяти и воображения, степенью наблюдательности и общим речевым развитием читателя. Однако учащиеся младших классов имеют ограниченный круг жизненный и художественный впечатлений, язык их беден, эмоциональный их опыт недостаточен. Именно поэтому в начальных классах восприятие произведения происходит чаще всего на уровне его сюжетно-событийной основы, с наивной верой в подлинность героев и происходящих с ними событий. Тем не менее практика показывает, что уже с первых лет обучения, основываясь на искреннем доверии детей к автору, можно начать формирование творческих, "талантливых", по определению С. Маршака, читателей. Конкретность мышления младших школьников, естественная потребность расширить свои впечатления об окружающей действительности дают возможность оживить в их воображении художественный мир произведения и этим способствовать обогащению новыми эстетическими и нравственными чувствами.

Вся работа со сказкой строится на выявлении и осмыслении авторской оценки сказочных событий. Впрочем, сказочными они могут быть названы достаточно условно, во всяком случае на первый взгляд. Как важно помочь детям увидеть это чудо, понять его особый, одновременно сказочный и жизненный смысл. В противном случае от сказки ничего не останется, кроме фабулы. А сказка очень мудра.

Мы попытались донести до второклассников мудрость гайдаровского "Горячего камня".

Вначале мы предложили детям вдуматься, что же в заглавии убеждает читателей в том, что перед ними именно сказка. А затем дали возможность учащимся внимательно прочитать и осмыслить 1-ю и 2-ю части сказки: представить себе старика сторожа, Ивашку Кудряшкини, выделить то, что особенно поразило в их внешности, поведении, осознать авторскую оценку этих персонажей. Тем самым второклассники получили персональные представление о героях и о событии, столь печальном для Ивашки, которое послужило своеобразным толчком к появлению волшебного камня, совершившего чудо. Какое?

Дальнейшая работа строилась следующим образом, чтобы ученики смогли найти ответ на этот непростой вопрос. Перед чтением вслух 3-й части перед учащимися была поставлена проблемная ситуация: "Почему горячий камень встретился на пути Ивашки именно тогда, когда ему было горько и стыдно?" Дети при чтении почувствовали, что появление волшебного камня не случайно. Горячий камень - это своеобразное испытание для Ивашки, а позже для сторожа, рассказчика и всех людей. Учащиеся внимательно вчитывались в описание волшебного камня, в удивительную надпись на нем и пытались понять, какие же чувства пробудил этот камень у нашего героя: радость ли, облегчение ли в тот самый момент, когда ему было горько и стыдно.

В итоге всей работы учащиеся отвечали на такие вопросы:

Какое же чудо совершилось с помощью горячего камня здесь на горе?

Кто же главный герой в этой сказке?

О чем мог думать старик, предлагая Ивашке оставить камень на виду?

Почему автор назвал сказку "Горячий камень"?

Вот как ответили учащиеся на некоторые из этих вопросов:

"Камень сделал Ивашку добрее и умнее и помог всем людям по-другому взглянуть на себя"; "Я думаю, если бы не было горячего камня, Ивашка не знал бы, как старику помочь. В сказке просто не было бы волшебства"; "Сказка называется так потому, что в ней главное лицо - камень. Он такой яркий, голубой, красивый. И горячий"; "Главную роль здесь играет горячий камень. Если бы камень был холодный, он бы делал зло, а не добро. И потом, если бы он был холодный, Ивашка бы не обратил на него внимания".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Понятие об инновациях в образовании, их классификация
Нововведения, или инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и це ...

Группировка и запись слов по орфографическим признакам
Этот приём состоит в том, что учащиеся должны записать слова по группам в соответствии с орфографическими особенностями слова. Например: предлагаю ученикам слова: берёза, берег, воробей, малина, город, вагон. Дети должны записать их столбиками: в один столбик слова с безударной гласной а, в другой ...

Методические рекомендации по использованию дидактических игр как средства развития наглядно-образного мышления дошкольников
Решение задач в образном плане на использование вспомогательных средств в проблемной ситуации детьми 5-6 лет происходит наиболее успешно, если использовать в процессе обучения игры типа «Достань шарик», «Как достать», «Поставь машину в гараж» и другие, в которые непосредственно включены разнообразн ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru