Один из первых исследователей творчества писателя для детей И.А. Саввин отметил не только его обостренное внимание к природе, но и особый дар вовлекать читателя в этот мир-" Мамин заражает и подкупает своего читателя прежде всего исключительной любовью к природе".
Природа в сказке "Серая шейка" не имеет ничего общего с условным традиционным фольклорным пейзажем. Мамин-Сибиряк обстоятельно рисует полнокровную жизнь реальной природы с определенными приметами места, времени, событий: поэтому пейзажи удивительно многообразны и выразительны. С живописной конкретностью воссоздана уральская природа с горной бурливой речкой, болотом в низине, лесом у подножия высокой горы. В этих пейзажах блеклые осенние краски, сумрак дождливых дней, серебристый иней на деревьях, трепетный свет луны на замерзающей реке. Автор передает поступательное движение природы. Ее различные состояния в непрерывном течении времени. Несмотря на то, что пространственно место действия ограничено, сказка густо населена. Птицы и звери наделены трудолюбием, неиссякаемой жизненной силой в борьбе за существование. Писатель внимателен к каждому из них: видит, как собираются к отлету "лебеди, гуси, утки" и как "старые и бывалые птицы учили молодых", как "умные вожаки сначала обучали отдельные партии, а потом всех вместе".
Сказка проникнута теплым чувством автора: на протяжении всего повествования он горячо сочувствует беззащитному существу, внимательно и восхищенно вглядывается в разноликую жизнь природы.
"Серая шейка" близка к народной сказке о животных - персонажи наделены человеческими мыслями, чувствами, поступками. Действуют в ней и традиционные персонажи в духе приписанных им психологических и нравственных свойств - это Лиса, Заяц.
Задачи работы над текстом:
Детям нужно помочь увидеть, почувствовать полноту, непрерывное течение жизни природы
Пробудить искреннее сострадание к участи маленькой уточки
Помочь увидеть, эстетически пережить пейзаж, способствуя формированию вкуса к поэтическому слову
Показать эмоциональное богатство, разнообразие настроений, которыми окрашены разные эпизоды произведения (грусть, восхищение, юмор)
Работа над текстом начинается с подготовки читательского восприятия, которая осуществляется путем активизации имеющейся у детей наблюдений над природой с одновременным обогащении их словарного запаса. Мы вспоминали и нарисовали последовательные перемены в природе на протяжении всей осени. При этом мы не только помогали вспомнить увиденное, пережитое, но и дали на доске слова, вписывающиеся в контекст ученического рассказа: порывистый ветер, моросящий дождь, густой туман, желтеющиеся листья, хмурое небо, унылые деревья, морозный воздух, застывший лес, грустные крики птиц, неяркое солнце.
После чтения сказки основной группой приемов работы над текстом стали те, которые способствуют развитию воображения, а также сопереживанию детей. Усиление эмоциональной активности и читательского воображения - важнейшее условие эстетического освоения произведения учащимися младших классов. Углубление первичного восприятия вели по следующим вопросам и заданиям (они сгруппированы в соответствии с поставленными задачами):
1. Найдите строчки, по которым видно, как быстро летело время, как менялась природа.
2. О каких птицах рассказывает писатель? Какими вы видите лес, болото, речку, на которых они живут?
3. Расскажите от лица Серой шейки, что она думала, чувствовала после отлета уток, после того как выпал первый снег и наступили морозы.
Подсказывали детям, что для такого рассказа надо понять, представить себе состояние птицы, о чем говорят слова: думала с ужасом, была в отчаянии, начала бояться, замерло сердце, трепетала. Объясните, почему подружились Серая шейка и Заяц? Перечитайте описание горной речки ночью. Почему повторяются слова тихо-тихо?
Почему писатель говорит чудно хорошо было кругом?
Лес сравнивается со стражей "из великанов". Вам нравится это сравнение? Почему?
Как вы думаете, окружающая природа (лес, наступившая зима) помогает или мешает Серой Шейке?
Какие места сказки показались вам особенно печальными? Где было смешно? Почему?
Как относится писатель к Серой Шейке, Лисе, Зайцу, Старой утке? Как вы узнали это?
В каких сказках вы уже встречались с такими животными? Можно ли назвать это произведение сказкой? Почему?
Обобщая ответы детей, мы помогли им увидеть сказку в очеловеченных персонажах. Ученики были подведены и к следующему итогу: жизнь природы, перемены в ней осенью, зимой писатель рисует правдиво, а историю уточки рассказывает как сказку.
Похожие статьи:
Основные цели, задачи и принципы экономического воспитания младших
школьников
Очевидно, что экономическое воспитание младших школьников помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночном мире. Целью экономического воспитания как уже отмечалось выше, является приобретение элементарных навыков пове ...
Стратегии формирования учебной деятельности школьников
Формирование учебной деятельности у младших школьников среди других вариантов деятельностного подхода к обучению рассматривается как один из путей оптимизации учебно-воспитательного процесса. Формирование учебной деятельности есть процесс постепенной передачи выполнения элементов этой деятельности ...
Проект профориентационного тренинга
Тренинговое занятие разработано для старшеклассников с целью активизации процесса самоопределения. Занятие включает вводную, основную и заключительную части. Тренинг «Моя профессия – мое будущее». Приветствие. Упражнение «Имя – легенда». Учащимся предлагается придумать себе псевдоним – профессию, к ...