Аффективное воображение возникает в ситуациях противоречия, складывающегося у ребёнка образа "я" реальности и является в таких случаях одним из механизмов его построения. При этом, с одной стороны, воображение может выполнять регулирующую функцию в процессе усвоения норм и смыслов социального поведения. С другой - выступать в качестве защитного механизма личности. Защита может осуществляться двумя основными путями: во-первых, через многократную вариативную репрезентацию травмирующих воздействий, в процессе которой могут находиться способы разрешений конфликтных ситуаций; во - вторых, через создание воображаемой ситуации, снимающей фрустрацию.
В современной психологии имеется много таких данных, которые позволяют гипотетически описать возможный процесс функционирования воображения.
Прежде всего, благодаря воображению человек создаёт что-то новое - новые образы и мысли, на основе которых возникают новые действия и предметы. Это создание того, что ещё не существовало. Воображение противопоставляется в жизни человека процессу прямого подражания, репродуцирования, имитации. Но нечто новое всегда так или иначе связано с реально существующим (в том числе и со старым), которое подвергается более или менее глубокому преобразованию. В психологии известна такая характерная черта образов представлений об окружающем, как гибкость и динамичность, позволяющая человеку расчленять разные свойства своих образов, а затем объединять их. Эта черта образов служит предпосылкой воображения. Какое либо свойство своего образа человек может отделить от других его свойств, а затем перенести его на такой образ, который сам по себе им не обладает, - тогда и возникает новый образ. Если, руководствуясь этим новым образом, человек может преобразовать какой - либо реальный предмет, то тем самым появляется и новая вещь. "Муки творчества" как раз и связаны с воплощением новых образов. Л.С. Выготский писал, что "это и есть подлинная основа и движущее начало творчества".
Известно, что имеющаяся у человека символическая функция заключается в том, что он первоначально выделяет, а затем замещает существенные особенности некоторого предмета каким - либо другим предметом, который начинает выполнять в деятельности этого человека некоторые общие функции исходного предмета. Один предмет становится средством воплощения свойств другого предмета, выступая при этом как его эталон или мера. В символах выражается всеобщность (сущность) некоторых реальных предметов. Символы являются основанием для создания человеком различных моделей предметов (эти модели могут иметь вещественную, графическую и словесную форму). Модели - это форма абстракции особого рода, в которой существенные отношения предметов выражены в наглядно - воспринимаемых и представляемых связях и отношениях знаковых элементов. Это своеобразное единство единичного и общего (т.е. чувственного и абстрактного), при котором на первый план выдвинуто общее, существенное.
Воображение является основой символического замещения - они неразрывно связаны друг с другом. Воображение позволяет человеку выполнять существенные функции одних предметов в каком - либо другом предмете или символе (предметное "тело" самого символа этих функций не имеет). Возможность человека строить символы направляет его на создание существенно новых образов и предметов, не замыкаясь в кругу мелочных и пустяковых нововведений.
Похожие статьи:
Типы отклонений в поведении детей
Гиперактивное поведение. Такие дети отличаются повышенной потребностью в движении. Основные признаки гиперактивного ребенка - двигательная активность, импульсивность, отвлекаемость, невнимательность. Ребенок совершает беспокойные движения кистями и стопами, сидя на стуле, корчится, извивается. Гипе ...
Развитие мышления в онтогенезе
Развитие мышление начинается в младенческом возрасте и в течение первого года жизни (а Л. С. Выготский говорил, что в течение двух лет жизни), формирование мышления идет независимо от функции речи по своим собственным законам. Основным условием развития мышления детей является целенаправленное восп ...
Воспитание и обучение в Древней Индии
История Древней Индии распадается на две главные эпохи: дравидско-арийскую и буддийскую, рубежом между которыми является VI в. н. э. Цивилизация дравидских племен - коренного населения Индийского полуострова до первой половины 2-го тысячелетия до н. э. - соответствовала культурному уровню первых го ...