Образование: статьи и материалы » Развитие воображения у старших дошкольников посредством природного материала на занятиях кружка "Природа и фантазия" » Воображение как познавательный психический процесс

Воображение как познавательный психический процесс

Страница 4

Некоторые особенности воображения и символического замещения изучены в психологии достаточно подробно. Так, в работах Е. Торренса выявлены многие черты переноса свойств и функций одних предметов на образы других предметов. Характерные черты символического замещения описаны Д.Б. Элькониным.

Процесс зарождения и развития символической функции прослежен Ж. Пиаже. В.В. Давыдов изучал такую основную особенность воображения, как "схватывание" целого раньше его частей. "Перенос свойства одного предмета на другой образ делает его разнородным, - возникает задача превращения такой разнородности в новую однородность. Для этого перенесённое свойство в качестве некоторой главенствующей целостности должно переформировать другие свойства (части) существующего образа и тем самым создать свои собственные части. Иными словами, переносимое свойство в качестве ещё неразвёрнутой целостности используется как средство создания своих частей. "Схватывание" и "удерживание" целого раньше его частей является существенной особенностью воображения".

Создание новых образов и вещей всегда считалось творческим актом человека, который реализуется такими взаимосвязанными способностями человека, как воображение, символическое замещение и мышление. В своей координации они направлены, прежде всего, на обеспечение творческих возможностей человека.

Отметим, что воображение наиболее интенсивно развивается и культивируется в недрах художественного сознания людей, которое находит своё выражение в различных видах искусства. Искусство развивает воображение людей как "всеобщую универсальную человеческую способность, т.е. способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности и познания - и в науке, и в политике, и в быту, и в непосредственном труде" .

Итак, мы выяснили, что воображение - основа творческой деятельности, а творчество - один из существенных показателей развития личности.

Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов. Для более полного представления о видах и способах воображения можно воспользоваться данной схемой:

Воображение, его виды и способы.

Схема №1.

Немов Р.С. в своих работах определил следующие функции воображения:

1. Представление действительности в образах и составление возможности пользоваться ими при решении задач;

Регулирования эмоциональных отношений;

Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;

Формирование внутреннего плана человека;

Планирование и программирование деятельности человека.

Воображение как форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений, как психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путём переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Пассивное воображение, возникающее без постановки специальной цели (сновидения, грёзы, бред). Образы пассивного воображения носят фантастический характер. Активное воображение: направленность на решение определённых задач, может быть воссоздающим (создание образа по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются человеком (а ребёнком особенно) неосознанно. Первый такой способ - агглютинация, т.е. "склеивание" различных, несоединимых в повседневной жизни частей. (пример: человек-зверь или человек-птица). Второй способ - гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. (Карлик Нос, Гулливер). Третий известный способ образов фантазии - схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчётливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок. Четвёртый способ - типизация. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т.д. Пятый способ - акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчёркивается. Классическим примером является шарж, карикатура. Антропоморфизация: представление о наличии у животных психических свойств и способностей, присущих только человеку.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Методы и приемы формирования лексической компетенции
Получаемые на уроках иностранного языка лексические знания, навыки и умения призваны обеспечить осознание специфики выражения мыслей, чувств и коммуникативных намерений средствами изучаемого языка. Достижение высокого уровня развития лексической компетенции проявляется в том, что человек с легкость ...

Система интеллектуального развития детей на основе изучения музыкального языка
Система интеллектуального развития детей на основе изучения музыкального языка уникальна. Ее автор Кирюшин В.В. постоянно пытался внедрить свою систему в советскую школу, но неизменно наталкивался на сопротивление государственных чиновников, видимо, опасавшихся непредсказуемых последствий интенсивн ...

Учебный блок в технологии концентрированного обучения
Учебный блок является основной учебно-организационной единицей при концентрированном обучении. Он представляет собой совокупность взаимосвязанных форм организации обучения, в которых последовательно и единовременно осуществляется сознательное усвоение учащимися учебного материала, формирование в ед ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru