Образование: статьи и материалы » Развитие воображения у старших дошкольников посредством природного материала на занятиях кружка "Природа и фантазия" » Организация и методика проведения опытно-экспериментальной работы по развитию воображения посредством природного материала на занятиях кружка "Природа и фантазия"

Организация и методика проведения опытно-экспериментальной работы по развитию воображения посредством природного материала на занятиях кружка "Природа и фантазия"

Страница 7

Анализ опытной работы, проведённой в подготовительной группе, показал, что художественно-творческая деятельность, возникающая по инициативе ребёнка, развивается и обогащается на основе переноса в неё усвоенных на занятиях навыков практической работы, аппликации, раскрытия ребёнку эстетического отношения к окружающему. Этому также способствуют соответствующее оборудование, обогащение детей новыми впечатлениями, умелое педагогическое руководство.

Это руководство имеет некоторую специфику и направлено на развитие самостоятельности, инициативы ребёнка. По мнению Н.А. Ветлугиной, даже если не все хотят заниматься художественно-творческой деятельностью вне занятий, педагог должен заботиться о развитии интереса к ней у дошкольников, желания пробовать силы в различных её видах.

Характеризуя деятельность педагога по осуществлению индивидуального подхода к детям Е.А. Флёрина пишет: "Для одних детей достаточно намёка, небольшого напоминания, наводящего вопроса; другие требуют обстоятельного объяснения; в отношении детей не уверенных в себе требуется особенно уверенный, поощряющий тон; для детей, излишне уверенных в качестве своей работы, в содержании и в тоне замечаний воспитателя должна сквозить большая требовательность, критичность. При невнимательной работе, при дурном поведении ребёнка тон воспитателя должен быть категоричным и требовательным".

Мы убедились, что для развития детского воображения не меньшее значение, чем применение соответствующих методов и приёмов обучения, имеет создание благоприятной для творчества атмосферы, способствующей появлению положительного эмоционального настроения, вызывающей творческую активность детей. Педагог должен помнить, что плохое настроение, подавленность, скука могут возникнуть в результате формализма в работе воспитателя, преобладания в общении с детьми императивного, раздражённого или сухого, отстранённого от интересов детей стиля.

Как же оценивать продукты детского художественного творчества? На основании чего можно судить об успешности овладения детьми навыками работы с природным материалом? Анализ созданных детьми изображений и критерии их оценки интересовали многих исследователей, отечественных и зарубежных, в частности Т.С. Комарова разработала критерии оценки успешности выполнения рисунков, лепки, аппликаций детей дошкольного возраста.

Разрабатывая критерии анализа и оценки успешности, созданных детьми поделок, аппликаций, мы исходили из анализа и обобщения выдвинутых различными авторами критериев. Выделенные нами критерии основывались на специфике художественного творчества детей дошкольного возраста, а также данных нашего исследования. Отобранные критерии, как правило, включали показатели трёх уровней, чтобы можно было дифференцировать детей по уровням успешности усвоения ими различных компонентов художественно-творческой деятельности и выразительных средств, при помощи которых в изображении передаётся образ предмета или явления.

По разработанным критериям в нашем исследовании анализировались и оценивались поделки детей, обучавшихся на занятиях кружка.

Проведённый анализ поделок, аппликаций показал, что дети получили возможность создавать выразительные изображения, полно и свободно воплощать задуманное содержание, проявлять инициативу, творчество, вместе с тем их характеризовали индивидуальные различия, свойственная каждому манера изображения.

Мы убедились, что осуществление индивидуального подхода, развитие интереса детей к познанию окружающего мира в сочетании с внимательным, чутким отношением руководителя к этому интересу на интегрированных занятиях в рамках кружка "Природа и фантазия", позволяет повысить эффективность в развитии детского воображения, проявлении ими индивидуальности в решении изобразительных задач.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 


Похожие статьи:

Реформы первой половины XVIII в. в области просвещения. Педагогическая деятельность М.В.Ломоносова
XVIII век, вошедший в историю как век Просвещения, имел особое значение для России. Происходит значительное событие - открытие первых светских государственных школ. Вначале эти школы имели практическую направленность: школа математических и навигационных наук (1701), пушкарская школа (1701), хирург ...

Система профессионального образования в РФ
Профессиональное образование – процесс формирования и обогащения установок, знаний, навыков и умений, требуемых для занятия определенным видом оплачиваемой деятельности. Система профессионального образования является сложной и иерархической, динамично развивающейся и консервативной моноуровневой и ...

Система интеллектуального развития детей на основе изучения музыкального языка
Система интеллектуального развития детей на основе изучения музыкального языка уникальна. Ее автор Кирюшин В.В. постоянно пытался внедрить свою систему в советскую школу, но неизменно наталкивался на сопротивление государственных чиновников, видимо, опасавшихся непредсказуемых последствий интенсивн ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru