3). Развитие мыслительной деятельности в процессе обобщения накопленного опыта и применения его в другой ситуации.
Мы считаем, что каждый из данных этапов служит логическим продолжением предыдущего, а последний - обобщающий во всём процессе. Причём, практическая деятельность учащихся постепенно усложняется, обогащается за счёт заданий творческого характера.
Занятия в кружке мы начинали с рассказа о природе родного края, её красоте, неоценимой пользе для людей, бережном отношении к ней во время экскурсий. При знакомстве с оборудованием экологической комнаты мы рассказывали о свойствах природных материалов, приёмах и способах работы с ними. Показывая детям некоторые образцы поделок, обращали их внимание на формы фигурок, положение тех или иных деталей, их крепление и сочетание. Прежде чем начинать работать над созданием первых поделок из природных материалов, надо обучить детей приёмам работы с инструментом и познакомить с правилами техники безопасности. Детям работать ножом, сверлом, шилом нельзя, поэтому они делают соединения деталей в поделках с помощью пластилина. Только после такого "вступления" можно переходить к практической работе - созданию поделок.
Конструктивная деятельность детей совместно со взрослым - это исходная форма работы по обучению конструированию из природного материала и переходная форма к самостоятельному творчеству. Задачи, решаемые в ходе совместной работы взрослого и детей по достраиванию незавершённых предметных, сюжетных и пейзажных композиций (выполненных педагогом заранее), позволяют каждому ребёнку, при наличии у него даже весьма скромных навыков работы с природными материалами, принимать активное участие в коллективной работе. Кроме того, подобные конструктивные задачи понятны детям по содержанию, а также условиям и правилам действия, которое для всех является одинаковым.
Правило действия - создание ситуации обучения, которая делает процесс конструирования понятным, лёгким и интересным делом для ребёнка. При этом простота данной ситуации не расслабляет, а предоставляет возможность активно действовать. Дети ясно понимают, что, как и где конструировать. Сначала они начинают действовать непосредственно, по первому побуждению. Затем, интуитивно начинают осваивать доступные им правила, исходя из собственного понимания ситуации. На основе приобретаемого в этих ситуациях опыта дети усваивают способ действия.
Вместе с тем каждый ребёнок самостоятельно определяют "границы" своей активности. Он определяет количество объектов, которые будет конструировать, и их место на панно, согласуя все свои действия с общей композицией произведения и действиями других детей.
Дети конструируют сюжетные и пейзажные композиции на больших листах картона, иногда даже на нескольких занятиях, насыщая "картинку" изображениями новых объектов, ограниченно вписывая их в общий контекст.
Каждый раз ребёнок узнаёт свою работу и радуется ей, охотно принимает участие в следующих занятиях, несмотря на то, что задаётся другой тематический контекст.
Интегрированный курс, который охватывает следующие предметы - литературное чтение, художественный труд и музыку, экологическое воспитание, имеет общие для каждого из них цели, не нарушает принципов дидактики, сохраняет специфику разных видов искусств, учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, фокусируется в целом на познании детьми действительности, на полноценном восприятии красоты окружающего мира.
Структура интегрированных занятий требует особой четкости и стройности, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала по различным направлениям на всех этапах изучения. Это успешно достигается за счёт компактного, сконцентрированного использования учебного материала программы, а, кроме того, подключения некоторых современных способов организации и изучения учебного материала.
Похожие статьи:
Система средств обучения на базе новых информационных технологий
Изучение отечественного и зарубежного опыта использования СНИТ, в частности компьютера, в целях обучения, а также теоретические исследования в области проблем информатизации образования позволяют констатировать, что включение компьютера в учебный процесс оказывает определенное влияние на роль средс ...
Требования к методике руководства физкультурной деятельностью в детском
саду
1. Обучая детей различным навыкам, приемам выполнения движений, воспитатель должен обеспечить правильный показ движения. 2. При организации занятия следить за тем, чтобы дети самовольно не использовали снаряды и тренажеры. 3. Не допускать нахождения детей в зале или на физкультурной площадке без пр ...
Задержка речевого развития
Задержка речевого развития (ЗРР) – термин, применяемый в логопедии по отношению к детям до 5 лет, испытывающим проблемы с развитием речи из-за неразвитости нервных структур, ответственных за речь, но которые могут, хотя и с задержкой. Причины возникновения задержки развития речи описаны многими авт ...