Образование: статьи и материалы » Развитие воображения у старших дошкольников посредством природного материала на занятиях кружка "Природа и фантазия" » Организация и методика проведения опытно-экспериментальной работы по развитию воображения посредством природного материала на занятиях кружка "Природа и фантазия"

Организация и методика проведения опытно-экспериментальной работы по развитию воображения посредством природного материала на занятиях кружка "Природа и фантазия"

Страница 4

Эта часть занятия, предоставляя благодатные возможности для разыгрывания различных сюжетов, имеет существенное значение для развития у старших дошкольников способности к сотрудничеству и содержательному общению, способности устойчиво удерживать контакт общения. Названные способности необходимы для осуществления полноценной учебной деятельности, которая в своих начальных формах есть деятельность коллективная. А коллективная деятельность предполагает интенсивное общение и совместную работу с другими детьми и с педагогом.

Эстетическому видению предметного мира дети обучаются в условиях самостоятельного восприятия прекрасного в предметах и дальнейшего выявления эстетических особенностей с помощью педагога.

Педагогическое руководство детским восприятием художественной ценности объекта основывается на сенсорном воспитании детей, на обучении их ориентировочным действиям по обследованию предмета. В процессе обследования осуществляется воссоздание свойств воспринимаемого объекта и как бы перевод этих свойств на знакомый ребёнку язык. Таким языком являются системы выработанных обществом и усваиваемых каждым человеком сенсорных эталонов - образцов чувственных свойств предметов.

Эти эталоны используются при анализе образца и готовых изделий. Анализ объекта состоит из двух частей:

1) самостоятельное восприятие и определение достоинств объекта;

2) педагогическое руководство процессом восприятия. Во время самостоятельного восприятия педагог не задаёт вопросов. Дети самостоятельно высказывают своё мнение об объекте восприятия. После этого перед детьми ставится целевая установка: посмотреть на объект и ответить на вопросы, нравится ли он и в чём его красота. На начальном этапе дети отвечают только нравится или не нравится. Поэтому необходимо конкретизировать процесс восприятия и оценки объекта путём дополнительных вопросов.

Во время наблюдения нужно учить видеть весь объект и по частям. Учить выделять существенное, повторяющееся в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе.

Старшие дошкольники с неустойчивым вниманием не умеют видеть несколько предметов в единстве. Они выхватывают один предмет и постепенно присоединяют к нему другие. Поэтому очень важно научить детей видеть несколько предметов в комплексе, показать их сочетание, необходимость единства с этой целью можно использовать картины (сюжетные, пейзажные). Детям можно дать задание сравнить картины и высказать своё мнение. Такого рода задания учат детей видеть несколько объектов в единстве, их сочетание и красоту.

Художественно-творческая деятельность детей ярко проявляется в создании тематических композиций, отражающих события из жизни детей, всей страны, образов, навеянных литературными и музыкальными произведениями.

Рассмотрим три уровня практической деятельности учащихся на занятиях художественного творчества с использованием природного материала, отражающие этапы формирования основ творческой деятельности, развития воображения.

1). Работа - копия (работа по образцу).

Дети воспроизводят образец без малейших изменений. Такой приём имеет большое значение в обучении старших дошкольников. Он не только показывает, что и как делать, но и способствует развитию произвольного внимания, учит смотреть на предмет в целом, видеть его основные части, детали, наблюдать их взаиморасположение. Но, при воспроизведении готовых образцов дети лишены возможности создавать изделие самостоятельно и по замыслу, т.е. активизировать мышление и развивать воображение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Формы организации труда детей в природе
применяются во всех возрастных группах детского сада. Они дают возможность воспитателю более тщательно руководить действиями детей- оказать прямую помощь тем, кто нуждается в ней, дать дополнительные разъяснения, советы, проконтролировать выполнение трудовых операций. Все это помогает прочному форм ...

Российские педагоги 60-90-х гг. XX в. и проблематика их научных исследований
В 1960-1970-е гг. наиболее известными российскими педагогами были П.Р.Атутов, Н.И.Болдырев, В.Е.Гмурман, П.Н.Груздев, М.А.Данилое, Н.К.Гончаров, Л.В.Занков, Б.П.Есипов, Т.И.Ильина, И.А.Каиров, Т.Е.Конникова, Ф.Ф.Королев, И.Я.Лернер, И.Т.Огородников, М.Н.Скаткин, Н.Ф.Талызина, Г,И.Щукина и др. Они р ...

Познавательное развитие дошкольника в исследованиях отечественных и зарубежных психологов
В психолого-педагогических исследованиях существует множество подходов к проблеме психического развития дошкольника. Традиционно дают определение понятию психики – как свойства живой высокоорганизованной материи, заключающиеся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в е ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru