Эта часть занятия, предоставляя благодатные возможности для разыгрывания различных сюжетов, имеет существенное значение для развития у старших дошкольников способности к сотрудничеству и содержательному общению, способности устойчиво удерживать контакт общения. Названные способности необходимы для осуществления полноценной учебной деятельности, которая в своих начальных формах есть деятельность коллективная. А коллективная деятельность предполагает интенсивное общение и совместную работу с другими детьми и с педагогом.
Эстетическому видению предметного мира дети обучаются в условиях самостоятельного восприятия прекрасного в предметах и дальнейшего выявления эстетических особенностей с помощью педагога.
Педагогическое руководство детским восприятием художественной ценности объекта основывается на сенсорном воспитании детей, на обучении их ориентировочным действиям по обследованию предмета. В процессе обследования осуществляется воссоздание свойств воспринимаемого объекта и как бы перевод этих свойств на знакомый ребёнку язык. Таким языком являются системы выработанных обществом и усваиваемых каждым человеком сенсорных эталонов - образцов чувственных свойств предметов.
Эти эталоны используются при анализе образца и готовых изделий. Анализ объекта состоит из двух частей:
1) самостоятельное восприятие и определение достоинств объекта;
2) педагогическое руководство процессом восприятия. Во время самостоятельного восприятия педагог не задаёт вопросов. Дети самостоятельно высказывают своё мнение об объекте восприятия. После этого перед детьми ставится целевая установка: посмотреть на объект и ответить на вопросы, нравится ли он и в чём его красота. На начальном этапе дети отвечают только нравится или не нравится. Поэтому необходимо конкретизировать процесс восприятия и оценки объекта путём дополнительных вопросов.
Во время наблюдения нужно учить видеть весь объект и по частям. Учить выделять существенное, повторяющееся в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе.
Старшие дошкольники с неустойчивым вниманием не умеют видеть несколько предметов в единстве. Они выхватывают один предмет и постепенно присоединяют к нему другие. Поэтому очень важно научить детей видеть несколько предметов в комплексе, показать их сочетание, необходимость единства с этой целью можно использовать картины (сюжетные, пейзажные). Детям можно дать задание сравнить картины и высказать своё мнение. Такого рода задания учат детей видеть несколько объектов в единстве, их сочетание и красоту.
Художественно-творческая деятельность детей ярко проявляется в создании тематических композиций, отражающих события из жизни детей, всей страны, образов, навеянных литературными и музыкальными произведениями.
Рассмотрим три уровня практической деятельности учащихся на занятиях художественного творчества с использованием природного материала, отражающие этапы формирования основ творческой деятельности, развития воображения.
1). Работа - копия (работа по образцу).
Дети воспроизводят образец без малейших изменений. Такой приём имеет большое значение в обучении старших дошкольников. Он не только показывает, что и как делать, но и способствует развитию произвольного внимания, учит смотреть на предмет в целом, видеть его основные части, детали, наблюдать их взаиморасположение. Но, при воспроизведении готовых образцов дети лишены возможности создавать изделие самостоятельно и по замыслу, т.е. активизировать мышление и развивать воображение.
Похожие статьи:
Проблемы практики формирования учебных умений обучающихся в системе общего и
профессионального образования
Первая проблема этого блока вызвана тем, как понимается педагогами «учебная деятельность». 92,5 % школьных учителей склонны считать ее деятельностью обучающихся, нацеленной на накопление знаний, умений и навыков. Вторая проблема. Анализ программно-методических материалов учебных дисциплин системы о ...
Гуманистический смысл аксиологического воспитания
Современность ставит перед учителями множество проблем и вопросов, связанных с управлением поведением школьников. В большинстве случаев ввиду отсутствия эффективных технологий контроля и научения, позволяющих результативно прививать нормы поведения в школе, особым успехом пользуется авторитарный ст ...
Составление
рекомендаций для воспитателей детских домов
Прежде чем составлять методические рекомендации педагогам, работающим с детьми-сиротами дошкольного возраста, необходимо определиться с блоками той информации, которая, на наш взгляд, должна содержаться в этих рекомендациях. Конкретно эти блоки должны разрешать следующие проблемы: – Повышение профе ...