Образование: статьи и материалы » Развитие воображения у старших дошкольников посредством природного материала на занятиях кружка "Природа и фантазия" » Организация и методика проведения опытно-экспериментальной работы по развитию воображения посредством природного материала на занятиях кружка "Природа и фантазия"

Организация и методика проведения опытно-экспериментальной работы по развитию воображения посредством природного материала на занятиях кружка "Природа и фантазия"

Страница 6

Конечно, особенно на первых порах творчества ребёнку трудно самому правильно увидеть скрытые возможности материала. Этому должен научить его руководитель кружка. Ребячий интерес к познанию окружающего мира в сочетании с внимательным, чутким отношением руководителя к этому интересу приведёт к конечной цели - к умению детей самостоятельно подбирать природные материалы для поделок. Это требует от руководителя терпения, мягкой настойчивости, доброжелательного тона и личного умения определить достоинства того или иного материала. Педагог должен обращать внимание кружковцев на какую-то деталь в природе, на игру света и теней в листве, на причудливо изогнутый сук или корень. Этот мазок, штрих может сыграть большую роль в воспитании детских чувств, восприятий, творческого видения мира. В любом походе за природными материалами следует каждую удачную находку бегло обсудить с детьми тут же, на месте, чтобы обострить глаз ищущих, разжечь в них огонёк творческого поиска, разыграть их воображение. Любую экскурсию надо использовать для развития у детей наблюдательности, любви к природе, родному краю.

Итак, детское творчество при работе с природными материалами это не самоцель, это путь к развитию у детей умения видеть в природном материале все его скрытые возможности и красоту, т.е. оттачивание зоркости детского глаза не только с целью наиболее полного использования возможностей материала, но умения творчески видеть всё, что встретится детям в дальнейшем на их жизненном пути. Наконец, это развитие у детей усидчивости, трудолюбия, кропотливости, умения конструировать не из стандартных деталей конструкторов, а из материалов, которые надо ребёнку самому подобрать, обработать и создать из них нечто совершенно новое, своё.

Второй компонент - поиск и формирование художественного замысла до начала практического выполнения, непосредственное осуществление этого замысла путём практического создания поделок.

Каждая поделка имеет свой замысел, как по внешнему виду, так и по смысловому содержанию, по её идейности. Дети на первых порах не могли найти сюжет для своей работы и связать его с внешней формой. И здесь роль руководителя подсказать, может быть, только намекнуть на интересную мысль и выразительную форму. На занятиях в нашем кружке это было учтено и проходило во время предварительной работы: на занятиях - по ознакомлению с окружающим, по ознакомлению с художественной литературой (это были темы из детской сказки или из басни); в повседневной жизни детей: на прогулках, в играх (сценка из жизни, окружающей ребёнка в детском саду и дома, тематика детских телевизионных передач). Любая тема, по нашему мнению, должна доносить детям в доступной форме большую тему становления человеческого характера, его мировоззрения.

Сочетать глубокую идейность с увлекательной формой - такова главная задача руководителя кружка, рекомендующего детям ту или иную тему поделки. Конечно, в детских поделках эта идейность подчас выражалась примитивно, но такая примитивность иногда особенно доходчива до детского сознания. В нашем исследовании мы никогда не связывали творческую инициативу детей строго обусловленной формой будущей поделки, даже в том случае, когда в качестве примера представляли свою, заранее приготовленную поделку, не препятствовали свободно рождающейся творческой инициативе ребёнка. Взяв за основу нашу идею, ребята воплощали её в самых разнообразных формах, подсказанных их воображением.

Для того чтобы в сознании детей развивалось умение за внешними формами поделки видеть глубокое внутреннее содержание, мы в своём исследовании при обсуждении той или иной темы вводили ребят в атмосферу, в которой по замыслу должны жить персонажи будущей поделки. Так, например, при создании композиции по "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина надо очень ярко нарисовать словесные портреты злой старухи и бедного, одетого в лохмотья старика, прочитать отрывки из этого произведения. После такой вводной беседы ребята будут стараться, как можно ярче показать по внешней стороне поделки её внутреннее звучание. Здесь задача педагога заключается в том, что бы помочь детям в создаваемом образе какую-то часть, деталь выделить, особо подчеркнуть. Таков один из путей рождения творческого замысла.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Специальные термины и определения по дизайну и изобразительному искусству
Абстракция – а) мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов и явлений для выделения существенных их признаков; б) отвлечённое понятие, теоретическое обобщение опыта. Абстракционизм – в изобразительном искусстве XX в.: направление, последователи которого из ...

Понятие «познавательная активность обучающихся»
В русле деятельностного подхода психологической основой обучения является активная познавательная деятельность самого учащегося, приводящая к формированию умения творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, навыки и умения. Проблема активизации познавательной деятельно ...

Становление методики развития речи детей как науки
Внимание к вопросам речевого развития мы находим еще в трудах древнегреческих философов – Платона, Аристотеля, Сократа, римского педагога Квинтилиана, в которых упоминается о необходимости развития речи детей и даются некоторые практические советы. Большое внимание уделял развитию речи детей чешски ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru